Алена Селиванова, эксперт в области управления онлайн-присутствием и локальным поиском, рассказывает об обязательных площадках для онлайн-присутствия компаний, которые занимаются продажами: почему важны карты, онлайн-каталоги организаций, сервисы рекомендаций и социальные сети
Сегодня пользователи практически не ходят на официальные сайты компаний, чтобы узнать контактные данные, телефоны, отзывы о компании. Находясь «на связи» 24 часа в сутки, они используют смартфон как карманный справочник или навигатор.
Сложно предугадать, где человек будет искать информацию о товаре или услуге в конкретный момент времени: на карте, в навигаторе или социальной сети. Поэтому крайне важно обеспечить своему бизнесу максимальное онлайн-присутствие.
Рассмотрим популярные сервисы, в которых должна быть зарегистрирована каждая компания, продающая товары либо услуги.
1. Присутствие на картах Google и «Яндекса»
Данные карт показываются пользователям, когда они ищут товары, услуги, место/точку продаж. При этом система обязательно учитывает географическое положение или заданный регион (не важно, на компьютере или мобильном устройстве).
Google My Business (далее GMB) и «Яндекс.Справочник» — бесплатные сервисы для управления данными о вашей компании на картах, в поиске и других каналах. Инструменты идеально подходят для компаний, у которых есть офисы или точки оффлайн.
Если вы еще не завели там аккаунты, советую сделать это прямо сейчас.
Добавляя информацию о своей компании впервые, корректно заполните все необходимые данные о ней. Позже их можно будет редактировать в личном кабинете. Если такая компания уже зарегистрирована (например, вы подрядчик или работаете с филиалом), выберете уже имеющуюся из списка и запросите права (касается GMB).
Обязательно подтвердите данные — без этого нельзя получить доступ к статистике и отзывам. Сделать это можно по телефону (сотрудник компании позвонит на указанный вами номер) или по почте (в течение месяца придет письмо с кодом подтверждения).
Заполните карточку филиала максимально развернуто: адрес, номера телефонов, часы работы, категорию (то, чем занимается компания), ссылку на сайт, прочие данные. Именно эти параметры будут влиять на показы пользователям во время поиска. При неверной настройке они снизят релевантность, что ухудшит последующую выдачу карточки.
Не игнорируйте добавление фотографий (товаров, интерьера либо фасада здания, чтобы вас проще было найти). По статистике Google, профили с фотографиями получают на 42 % больше запросов о построении маршрута и на 35 % больше переходов на сайт.
Поддерживайте активность аккаунта: добавляйте информацию о скидках, действующих акциях.
Не забывайте про отзывы: качественная обратная связь является одним из важнейших инструментов повышения конверсии. Если хотите получать лояльных клиентов, а не «отправлять» их к конкуренту, необходимо поддерживать коммуникацию с пользователями, не оставлять без внимания вопросы или негативные комментарии. Это влияет не только на репутацию компании, но и на повышение продаж.
В чем безусловное преимущество онлайн-присутствия на картах? Клиент обойдется в разы дешевле (не нужно платить отдельно за каждый лид), если «приводить» его из локального поиска. Стоимость размещения на карте не связана напрямую с количеством посетителей, которых она генерирует. А аудитория из контекстной рекламы, напротив, переходит по ссылке нередко без серьезных намерений. В результате итоговая стоимость рекламной кампании возрастает прямо пропорционально количеству переходов (в том числе неэффективных).
Обозначив свою компанию на карте, вы получаете набор эффективных инструментов для продвижения, возможность работать со статистикой, расширять клиентскую базу.
2. Присутствие в каталогах «2ГИС»
«2ГИС» — электронный справочник с картами городов, куда нанесено 2 500 000 организаций. Вся информация детальная и регулярно обновляется (адреса, часы работы, телефоны, социальные сети, отзывы). Имеется встроенный навигатор с возможностью работать оффлайн.
Мобильное приложение «2ГИС» имеет дополнительные «фишки»: позволяет купить билет в кинотеатр, заказать столик в кафе, записаться к врачу. Не обозначили свою компанию в справочнике — не получили клиента!
Кроме того, пользователи могут делиться своим местоположением на карте с помощью мессенджера (отметил себя в клинике, кафе или фитнес-центре, считай, прорекламировал заведение).
Навигация в справочнике максимально удобная за счет гибких фильтров поиска (например, можно искать по запросам «где ближайшая аптека», «круглосуточная ветклиника» или «как проехать к заправке»). Именно поэтому владельцам компаний крайне важно не только обозначить себя, но и предоставить максимально подробную информацию, которая будет использована справочником, подбирая наиболее подходящие результаты для пользователя.
Регулярно дополняемый раздел «Интересные места», туристические путеводители и тематические подборки также могут обеспечивать дополнительные «просмотры» вашему заведению.
3. Присутствие на картах MAPS.ME
MAPS.ME является бесплатным приложением для мобильных устройств на основе геокарты OpenStreetMap. Как и другие картографические сервисы, MAPS.ME умеет ориентироваться по GPS, строить маршруты, проводить поиск по объектам. После загрузки карт и объектов в память устройства функционал доступен без подключения к интернету.
Многие используют популярное приложение, чтобы найти интересующую их точку, поэтому «обозначить» свою компанию на карте или в навигаторе зачастую куда важнее, чем повесить рекламный указатель на улице города.
Например, человек едет на машине и ищет заправку. Приложение покажет, что ближайшая — через пару километров. Хотя, возможно, есть и ближе. Но ее владелец не добавил точку в MAPS.ME и, следовательно, не получил клиента, в отличие от конкурента, который сделал это.
Приложение отметилось в рейтинге лучших для путешественников: широкая география и высокая детализация делают его максимально удобным в использовании. А огромный каталог точек интереса (еда, гостиницы, достопримечательности и прочее) позволяет найти заведение практически из любой категории. Сотни тысяч людей ежедневно задают фильтры и ищут компании на карте, отдавая предпочтение той, информация о которой наиболее релевантна их запросу.
Кроме того, у MAPS.ME открытый код, все пользователи могут добавлять и редактировать точки на карте. С одной стороны, это очень удобно: любой желающий может добавить данные о вашей компании. Но есть и другая сторона медали — будут ли они корректны и поданы соответствующим образом? Поэтому крайне важно следить за несанкционированным изменением информации.
4. Тематические рекомендательные сервисы (Zoon, TripAdvisor)
Сегодня любой посетитель заведения (кафе, фитнес-клуба, гостиницы или сауны) может оставить отзыв или жалобу с возможностью быть услышанным тысячами пользователей. Для этого всего лишь нужно зарегистрироваться на одном из упомянутых сервисов.
Конечно, рекомендация по «присутствию» и отслеживанию информации о компании на сайтах-отзовиках касается не всех категорий бизнеса, но если вы представитель сегмента HoReCa, то просто не имеете права оставаться в тени.
Сервис Zoon набирает обороты. В отличие от аналогов, он именно про выбор (согласитесь, чтобы узнать о заведении больше детальной информации довольно странно искать на карте). Спортивные клубы с заданными опциями, медицинские центры с конкретными врачами, отели с определенной стоимостью за ночь и прочее.
Как правило, ваше заведение уже есть на Zoon, нужно только подтвердить права и получить доступ к личному кабинету. В противном случае отзывы и оценки пользователей будут оставаться без ответа, а вы потеряете лояльных клиентов.
Tripadvisor — крупнейший сайт-агрегатор отзывов, который работает с отелями, ресторанами, прочими представителями сферы досуга и общественного питания. Ресурс международный, а значит, клиенты из разных стран могут узнать о вашей компании.
Одна из важнейших составляющих качественного присутствия бизнеса в сети и привлечения клиентов — работа с отзывами. Чтобы не превратить свое преимущество (наличие многочисленных отзывов) в серьезный недостаток (претензии и отзывы без ответа), следует тщательно следить и обрабатывать комментарии, поступающие из разных каналов. Для этого в штат можно взять сотрудника, обратиться в агентство или воспользоваться профессиональным сервисом, который предлагает собирать все комментарии и отвечать на них из единого личного кабинета. Это особенно актуально для компаний с многочисленными филиалами, где крайне сложно отслеживать информацию из разных источников и своевременно обновлять данные в каталогах, работающих с локальным поиском.
5. Присутствие в Facebook
Бизнес-страница Facebook — это страница одной точки компании (например, кафе или агентства недвижимости), на которой указаны основные данные: адрес, номер телефона, график работы. Дополнительная информация не менее важна (отзывы пользователей, фотографии, рейтинг, способы оплаты, наличие парковки, возможность связаться с представителем в Messenger и прочее).
Если заведение имеет несколько филиалов, важно сделать отдельную страницу для каждого из них (с помощью инструмента «Точки компании»). Так можно обеспечить устойчивое онлайн-присутствие.
Переходя к созданию профиля, необходимо выбрать категорию (из предложенных вариантов). От правильного выбора будут зависеть инструменты и возможности страницы.
Функционал бизнес-страниц Facebook позволяет «укрепить» присутствие в сети. Его эффективное использование поможет владельцу бизнеса стать более клиентоориентированным, повысить репутацию, а также показатели прибыльности.
Интерфейс максимально понятен: вся необходимая информация о заведении представлена четко и компактно. Например, пользователь может забронировать столик или написать представителю, посмотреть фотографии или «сториз», что создает эффект вовлеченности, — это безусловная возможность стать «ближе» к клиенту.
На смену отзывам приходят более эффективные рекомендации — достаточно просто выбрать «Да» или «Нет». Комментарий с фото (или видео) также можно оставить при желании или просто выбрать теги. Благодаря им потенциальные клиенты легко найдут больше необходимой информации, которая может стать конкурентным преимуществом.
По статистике Facebook, каждый третий пользователь ищет рекомендации и отзывы, прежде чем посетить компанию. Поэтому важно, чтобы в профиле вашего заведения были представлены комментарии реальных людей (социальная сеть предлагает форму жалобы на мошенничество, спам и «купленные» отзывы в разделе «Рекомендации»).
Почему компаниям важно онлайн-присутствие в Facebook?
- Активная аудитория Facebook в 2018 году превысила 2,2 миллиарда человек. Аудитория в России — 24 миллиона пользователей;
- 88 % аудитории Facebook используют мобильные устройства;
- Более 70 миллионов компаний используют бизнес страницы Facebook, в которых более 20 миллионов пользователей общаются в мессенджере с представителями бизнеса;
- 2 миллиона компаний используют Facebook для рекламы;
- Согласно данным The Local Media Tracking Study (LMTS), все больше пользователей рассматривает Facebook как площадку для поиска информации и связи (в том числе с представителями компаний). 55 % из них используют социальную сеть для получения информации о локациях и отзывах. 39 % из них завершают поиски покупкой, выбором в пользу того или иного заведения.