Многие ошибаются считая, что пиар — это удел исключительно крупных компаний или звезд. Я решил рассказать, почему это не так и вообще, как работает пиар и как с его помощью получать новых клиентов, даже если ваш рекламный бюджет на это не рассчитан.
PR для всех
Большинство небольших локальных бизнесов — барбершопы, салоны красоты, кафе, небольшие магазины и прочее, — когда речь заходит о рекламе, ограничиваются незначительным продвижением в соцсетях или даже несколькими постами, которые увидят (и, может быть, поделятся) только подписчики, друзья и родственники. Это касается даже таких значительных в жизни любой компании вещей, как открытие нового заведения, расширения перечня услуг или запуск новинки.
Считается, что заказать пресс-релиз о событии или новость в местных СМИ — слишком дорого и не по карману маленькому бизнесу. Это миф. Например, если зайти в каталог PRNEWS.IO и выбрать свой город, можно увидеть, что далеко не все СМИ берут за публикацию огромные суммы и всегда можно выбрать пару изданий «по карману», но с отличной целевой аудиторией. И здесь не стоит даже говорить о том, что пресс-релиз в онлайн-СМИ прочитает гораздо больше людей, чем пост в Фейсбуке, и он останется в поисковой выдаче на года.
Нужен ли пиар малому бизнесу
Пиар нужен любому бизнесу. Он не про деньги, он — про связи и взаимоотношения с общественностью, то есть, с людьми. Пиар важен еще и потому, что напрямую связан с репутацией бизнеса и начинает участвовать в формировании положительного образа компании зачастую еще до ее открытия.
Чтобы начать эффективно управлять пиаром, на самом старте бизнеса:
- создайте аккаунты в социальных сетях и каналы в популярных мессенджерах;
- добавьте данные и заполните профиль в Гугл Картах;
- зарегистрируйтесь в Google Мой бизнес и не забудьте добавить туда информацию о своих товарах/услугах.
На это не нужно много времени, но это реально работает.
Мы запустили сайт, настроили рекламу и на пиар в СМИ денег нет
Многие СМИ публикуют клиентские статьи бесплатно, потому что хорошая статья может принести изданию нечто более ценное, чем 500–600 долларов за ее размещение. А именно, трафик в виде читателей и, как следствие, более высокое положение в выдаче.
А чтобы ваш контент напечатали бесплатно, вы можете:
- Создать небольшой музей и рассказать об этом. Просто новость о новом кафе вряд ли кого-то заинтересует, а вот новость о том, что на базе вашего кафе открылся музей винтажных кофемашин, макинеток и турок, точно заинтересует журналистов. Кроме того, каждый новый экспонат в вашем музее станет отличным инфоповодом для появления новых публикаций.
- Разрешить журналистам посмотреть, как устроено ваше производство или как выглядит рабочий день рядового сотрудника вашей фирмы. Такой метод получил название «заглянуть за занавес» и он крайне эффективен для привлечения журналистов.
- Поделиться своей статистикой. Каждый бизнес может собрать массу внутренних данных:
- кафе может определить самое популярное блюдо в каждом из сезонов;
- салон красоты — собирать данные о клиентах: размер чека, цвет волос, самая востребованная процедура и пр.;
- кофейня — искать любимый напиток клиентов, анализировать количество кофе по сортам, составлять рейтинг топингов и многое другое.
Этот метод называется Data Driven PR. Статьи с аналитикой можно украшать фотографиями и инфографикой. Это тоже привлекает внимание.
Если хотите опубликовать аналитику в отраслевом СМИ, попробуйте привлечь кого-то из признанных экспертов с комментариями. Это повысит шансы на публикацию.
Мы начали пиариться, но появились негативные отзывы
Негатив в сети — это часто следствие успешного развития бизнеса. Его могут генерировать конкуренты или недовольные клиенты, ведь чем масштабнее бизнес, тем явнее проявляется человеческий фактор: от ошибок собственных сотрудников не застрахована ни одна компания.
Если негатив появился по вашей вине, извинитесь и ни в коем случае не удаляйте плохие отзывы и комментарии. Попытка «зачистить» негатив нанесет еще больший вред репутации.
Если негатив плодят конкуренты и он является фейком, его тоже нельзя удалять. Подайте опровержение, объясните, что это ложь и не игнорируйте. Будьте уверены, есть люди, которые верят самым невероятным вещам. Например, тому, что вышки 5G транслируют коронавирус.
Чтобы снизить вероятность появления негатива, мониторьте инфополе вокруг вашей компании: не давайте негативу шанс разрушить вашу репутацию, на построение которой ушли годы. И помните: СМИ, которые не напишут, что вы открыли новую парикмахерскую, с удовольствием расскажут, что кто-то остался недоволен качеством вашего сервиса и закатил истерику в одном из салонов.
Опередить появление негатива и даже заранее нейтрализовать его помогут регулярные положительные публикации в медиа: обзоры, новости, статьи, интервью. Они помогут поднять вашу страницу в поисковой выдаче, куда негативу очень сложно проникнуть.
Не стоит экономить на пиаре
Качество — это тренд последнего десятилетия. Если у вас не хватает денег, чтобы разместить платный контент в топовом СМИ, закажите хорошую статью и пробуйте опубликовать ее бесплатно. Это точно выйдет дешевле.
Если текст высокого качества, если его интересно читать, это значит, что пользователь проведет больше времени на странице, а поисковая машина проранжирует эту страницу выше в выдаче. Это хорошо и для вас и для СМИ.
Пиар как инструмент продажи
Продавать с помощью пиара совсем несложно. Открывая новое заведение, предложите 50% скидки первым 100 посетителям, которые скопировали промокод из новости. Если этим клиентам «зайдет» ваш сервис, они из новых станут постоянными.
Существует масса различных методов продвижения за счет пиара. Пробуйте различные каналы, оценивайте их эффективность — и рано или поздно вы найдете те, что работают лучше других.
Автор: Александр Нигматулин
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.