PR отнесли к креативным индустриям. Так и что?
Не так давно нас порадовали новостью, что связи с общественностью, наконец, законодательно закрепили как одну из отраслей креативных индустрий. Ну, как порадовали – кто-то из пиарщиков осознал эпохальность события, кто-то его даже не заметил. Поэтому мы решили подсветить ценность этого этапа в развитии нашей отрасли, и попросили Андрея Лапшова, председателя АКОС, президента компании Insiders, объяснить нам, простым пиарщикам, как принятие нового закона повлияет на нашу жизнь.
В долгосрочной перспективе законодательное закрепление дисциплины «связи с общественностью» федеральным законом «О развитии креативных индустрий в Российской Федерации» означает очень многое — вплоть до возможности разработки отдельного законодательства, регулирующего только сферу связей с общественностью. Фактически, был принят первый закон, который четко определил PR как одну из творческих профессий в стране.
Внесение отрасли в Закон о развитии креативных индустрий является актом официального признания профессии, что опосредованно должно повлиять на ее капитализацию.
Не сказать, что пиар как одна из веток креативных индустрий с момента своего создания отсиживался в тени. Участников нашего рынка, а особенно — результаты их деятельности сложно не заметить. Но факт остается фактом: впервые PR-отрасль официально «ошвартовалась» в законодательстве.
Какие плюсы? Закон предполагает, что представителям отрасли могут быть предложены меры государственной поддержки: правовые, экономические, организационные, имущественные, образовательные, информационные или иные инструменты. Проекты и участники ниши связей с общественностью смогут получать субсидии, гранты, иную финансовую поддержку — конечно же, на конкурсной основе.
Понятно, что это и сейчас возможно, но по логике данного закона будут разработаны отдельные грантовые программы конкретно под сферу коммуникаций и других креативных индустрий.
Закон также предусматривает возможность создания креативных кластеров — то есть, выделения территории с объектами недвижимости и инфраструктурой, необходимой для той или иной творческой деятельности, включая связи с общественностью. Как это может быть применительно к PR? Вот и проявите свою креативность, чтобы ответить на такой вопрос.
Четкое законодательное регулирование имеет и свои минусы. Игроки на неотрегулированном рынке игроки имеют большую гибкость и свободу, а, получив внятное законодательное регулирование, сфера деятельности привлечёт акцентированный интерес регуляторов и фискальных органов.
К примеру, предполагается формирование и ведение реестра субъектов креативных индустрий, юридических, физических лиц и ИП, со своим порядком включения в него и исключения.
Таким образом, появляется серьезный инструмент, с помощью которого теоретически можно с рынка убрать игрока, просто исключив его из реестра.
Выработка политики в сфере креативной экономики будет передана в орган исполнительной власти, который будет уполномочен заниматься развитием креативной экономики в целом. Появление такого инструмента управления — тоже крайне важное событие. Какой это орган, в законе не указано – видимо, мы об этом узнаем через какое-то время, ближе к моменту вступления закона в силу в начале февраля 2025 года.
Стоит вспомнить, что при Общественной палате создан Координационный совет коммуникационной индустрии, который действует «в целях формирования цифрового общества, развития коммуникационной отрасли, участия коммуникационных компаний в социально-экономическом развитии страны, согласования и представления общественно значимых интересов и инициатив ассоциаций коммуникационной отрасли» и объединил в себе все сегменты рынка коммуникаций. Совет может и должен включиться в процесс внедрения данного закона в жизнь таким образом, чтобы от него было максимум пользы, и чтобы минимизировать возможный вред от его формального или ангажированного использования.
Этические и конфликтные ситуации в сфере PR на данный момент регулируются профессиональными ассоциациями, такими как АКОС, РАСО, в формате отраслевого саморегулирования. Члены АКОС, к примеру, опираются на «Этический кодекс в сфере коммуникаций», а за его соблюдением следит Комитет по этике. Подобного рода задачи сейчас остаются в сфере деятельности профессиональных объединений.
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram , чтобы первыми узнать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.