На данный момент в Москве насчитывается более 18 тысяч ресторанов. За последний год их количество увеличилось на 3,2%. Самыми популярными кухнями у россиян считаются стрит- и фастфуд в стилистике азиатской кухни. Актуальность сохраняют итальянская, грузинская, средиземноморская и русская кухни. Эксперты отмечают, что в 2024 году выросло количество посещений ресторанов и, что покупатели все более тщательно и придирчиво выбирают рестораны. Александра Дробышева, основатель HINT поделилась секретами эффективного пиара в ресторанной сфере.
В связи с этим роль пиара становится важной. Хорошая коммуникационная стратегия является неотъемлемой частью успеха любого ресторана, выделяя его среди конкурентов. С правильным PR-подходом рестораны могут максимально использовать силу earned media и обеспечить полную посадку в течение недели. Что же работает сегодня?
Управляемый хайп
Привлечение внимания к бренду через цепляющий инфоповод ― всегда хорошая идея. Но важно помнить, что тема хайпа должна быть актуальной и живой, не должна выходить за рамки адекватности и, так как реакция аудитории может быть непредсказуемой, и всегда стоит иметь запасной план на случай, если что-то пойдет не так. Стоит приурочивать темы хайпа к текущей повестке или к календарным праздникам.
В качестве примера приведу наш кейс с TanukiFamily — проект «Тануков Танук Танукович». В честь международного дня суши ресторан сеть ресторанов «Тануки» пообещала пожизненное бесплатное обслуживание тем, кто решится официально сменить имя, фамилию и отчество на Тануков Танук Танукович или Танукова Тануки Тануковна. Принять участие в проекте решились более 300 человек, а общий охват истории за три месяца в СМИ и пабликах преодолел отметку в 260 млн. Публикации об акции продолжались еще в течение шести месяцев после появления инфоповода.
Дегустации
Дегустации помогают поближе познакомить гостей с брендом. Важно отметить, что офлайн-дегустации отлично работают, когда они посвящены какому-то обновлению меню, коллаборации или тематическим мероприятиям. Приведу несколько примеров.
- Сеть ресторанов «Ёрш» провели дегустацию осеннего меню в необычном формате, совместив ее с игрой, которая заключалась в «слепой» дегустации авторских напитков. Игрокам предлагалось угадать вкус, производителя и так далее.
- В рыбном ресторане «Каспийка» организовали устричный фестиваль — дегустацию. Бренд-шеф разработал для гостей специальное лимитированное меню, состоящее из трех сетов. Все желающие смогли познакомиться с кухней ресторана, а также погрузиться в его морскую атмосферу.
Онлайн дегустации тоже весьма эффективны для привлечения внимания региональных СМИ и блогеров. Вы можете организовать онлайн-презентацию нового меню с участием бренд-шефа заранее разослав сеты для дегустации участникам мероприятия.
Коллаборации
Вы в полной мере используете возможности кросс-промо? Предположим, что вы представляете сеть пиццерий и осуществляете доставку. Вы можете связаться с отелем в вашем районе, который будет рекомендовать вашу пиццерию всем гостям или проанализировать, где находятся ближайшие бизнес-центры и спортивные залы, с которыми тоже можно реализовать интересные акции.
Например, пиццерия TVOЯ Pizza совместно с сетью фитнес-клубов Spirit. Fitness сделали коллаборацию под названием «Углеводное окно». На контрасте с привычной ЗОЖ-коммуникацией других фитнес-клубов призвали пользователей закрывать углеводное окно иначе и побаловать себя самым популярным «нездоровым» блюдом — пиццей. Специально для поклонников чит-мила тренеры Spirit. Fitness и TVOЯ Pizza разработали новые рецепты популярных позиций на основе топпингов по рекомендациям экспертов и тренеров. Спортсменам было предложено четыре пиццы с символическими названиями: «Белковый бум», «Мясная планка», «Углеводный кайф» и «Сытный подход». Любители активного образа жизни могли заказать и получить пиццу, не выходя из тренажерного зала.
Экспертные комментарии
Экспертные комментарии привлекают внимание к ресторану и повышают его ценность не только для аудитории, но и для других представителей отрасли. Преимуществом данного подхода является то, что комментарии могут быть как от лица топ-менеджмента, так и от лица шефов или маркетинговой команды. Обмен опытом и проявление экспертности повышают интерес к ресторану. Комментарии способны дать большое количество перепечаток и повышают индекс цитируемости, что положительно сказывается на репутации компании в целом. Возможные темы для комментариев — сезонные блюда, тренды, продуктовая корзина и так далее. Из изданий, рекомендую обратить внимание на информационные агентств, например РИА, общественные СМИ таких как Gazeta.ru, а также лайфстайл и вертикальные издания.
Награды
Когда ресторан получает престижную награду, растет востребованность заведения. Подобные награды часто приводят к росту интереса со стороны публики и увеличению количества клиентов. Примеры российских наград:
- «WHERETOEAT. Рейтинг лучших ресторанов России».
- «Золотая вилка».
- «Пальмовая ветвь ресторанного бизнеса».
Мероприятия
В начале года необходимо составить календарь мероприятий, где может выступить шеф, основатель или кто-то из маркетинговой команды ресторана. Например, Евразийский ресторанный форум, ПИР Экспо, Megustro и другие. Это важно по нескольким причинам:
- участие в мероприятиях позволяет ресторанам увеличить свою узнаваемость и привлечь внимание к бренду;
- выступая на мероприятиях, вы можете продемонстрировать свои знания и опыт, что способствует укреплению вашего статуса как экспертов в индустрии;
- часто участие в мероприятиях помогает привлечь новых клиентов, которые могут заинтересоваться концепцией ресторана.
Выступления на мероприятиях является стратегически важным шагом для ресторанов, который приносит множество преимуществ.
Обратная связь
Плохие отзывы о ресторане или негативная пресса могут ударить по репутации бизнеса в одночасье. Наличие антикризисной стратегии, активный мониторинг отзывов и открытое взаимодействие с клиентами могут превратить потенциальную репутационную катастрофу в возможность для роста и восстановления доверия. Обязательно мониторьте отзывы, упоминания и давайте обратную связь гостям.
Вот несколько советов, которые следует учитывать при работе с отзывами:
- Благодарите своих гостей. Не имеет значения, положительный или отрицательный был отзыв. Поблагодарите гостя, который потратили время, чтобы оставить отзыв.
- Отвечайте быстро. В идеале, вы не должны задерживаться с ответом более чем на 24 часа.
- Не обороняйтесь, когда дело касается негативных отзывов. Если это была ваша ошибка, извинитесь. Если вам нужно время, чтобы выяснить, что произошло, скажите об этом. Затем убедитесь, что вы вернетесь к недовольному клиенту и объясните ему, что произошло, когда вы выясните суть проблемы.
Считайте эффект
Как измерить успех коммуникационной кампании? Измерение успеха PR-кампании включает анализ различных метрик, таких как:
- охват, медиаиндекс и тональность публикаций в СМИ;
- вовлеченность в социальных сетях;
- увеличение продаж;
- отзывы клиентов.
Резюмируя, важно помнить, что успешный пиар в ресторанном бизнесе кроется в умении тестировать разные коммуникационные гипотезы и искать необычные решения. Сегодня удивить и построить длительные отношения с гостями становится все труднее и труднее, но «не невозможно». Но существует множество коммуникационных инструментов и механик, которые не стоят ничего, кроме времени, и могут помочь росту вашего бизнеса.
P.S Всегда есть возможности для развития и роста бизнеса. Но часто мы не знаем, какие инструменты работают именно сейчас. Получите персональную консультацию от наших экспертов — hello@hintpr.com
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram , чтобы первыми узнать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.