Лидер Российского рынка медиаизмерений

Rambler&Co: 62% россиян считают, что могут отличить правдивые новости от фейков

62% россиян считают, что могут отличить правдивые новости от фейков

Медиахолдинг Rambler&Co узнал у интернет-пользователей, где они читают новости, смогут ли распознать фейк и по каким признакам. 62% опрошенных россиян считают, что умеют отличать правдивые новости от фейков — для этого они ищут подтверждения в официальных источниках. Четверть пользователей заявляют, что у них чутьё на ложь, 8% не проверяют новости, а 5% советуются со своими знакомыми экспертами. Этими и другими выводами аналитики поделились с Sostav.

Главным источником новостей 43% респондентов назвали онлайн-СМИ. Четверть получают информацию по телевидению и радио, 16% читают каналы в мессенджерах, 14% — группы в социальных сетях. Только 2% остались верны традиционным печатным изданиям.

34% опрошенных не ограничивают свою выборку источников и читают всё, что находят по своему запросу. 32% более избирательны и сократили своё инфополе до трёх-четырёх СМИ. 21% постоянно мониторят один-два источника, 13% — пять-шесть.

Среди главных признаков достоверной новости респонденты назвали объективность и непредвзятость (59%), ссылки на источники информации (18%), профессиональный и лаконичный язык (10%). Для 7% также важно наличие фотографий и видео с подтверждениями, для 6% – отсутствие эмоциональной окраски.

Главным признаком фейка 49% россиян назвали раскрытие только одной точки зрения. Для 26% важный маркер недостоверной новости — излишняя эмоциональность, для 19% — ссылки на неофициальные источники. По 3% смотрят на количество публикаций по теме и использование просторечной лексики.

Исследователи предложили пять правил для проверки материала на достоверность:

  • Сенсационный и кричащий заголовок повышает вероятность того, что статья — фейк.
  • Первоначальными источниками информации служат сайты ведомств и госорганов.
  • Не следует доверять фото и видео, так как они могут быть подделками.
  • Сообщение должно быть грамотным. Если в нём содержится большое количество опечаток, орфографических и пунктуационных ошибок, высока вероятность, что это лживая информация, которую торопились распространить, поэтому не проверили на соответствие правилам русского языка.
  • Задача фейка — вызвать наиболее сильные негативные эмоции, поэтому следует обращать внимание на тональность заметки.

Опрос проходил на ресурсах Rambler&Co с 1 по 4 марта 2022 года, охват составил 458 525 пользователей, среди которых 66% мужчин и 34% женщин.

Автор: Rambler&Co

Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.

Обсудить проект

    Интересующий вид услуг
    Ваше имя
    Ваша компания
    Телефон
    Нажимая на кнопку "Отправить запрос", я соглашаюсь на обработку своих персональных данных
    Заказать обратный звонок