РБК: большинство россиян не доверяют цифровизации
Большинство россиян не доверяют цифровизации: предпочитают документы в бумажном виде, видят риски в онлайн-образовании, беспокоятся за персональные данные, показал опрос центра ВШЭ. Опасения во многом оправданны, считают эксперты.
14% россиян никогда не пользовались интернетом, следует из исследования Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, посвященного влиянию процессов цифровизации на права человека (есть у РБК).
Исследование проводилось с 14 по 28 июня в форме компьютеризированного телефонного интервью среди россиян старше 18 лет, выборка составила 2007 респондентов.
Как отмечается в исследовании, чаще других никогда не пользовались интернетом респонденты в возрасте от 55 лет с неполным средним образованием, скорее несчастливые и оценивающее свое здоровье как плохое. Среди других выводов исследования:
- 85% от числа всех опрошенных считают, что решения по вопросам граждан должны принимать люди, а не искусственный интеллект (системы, работающие на порталах госуслуг, налоговых порталах и подобные);
- 64% респондентов заявили, что опасаются за безопасность личных данных при использовании интернета;
- 57% считают, что цифровизация образования снижает его качество, и лишь 18% — что повышает;
- 55% считают, что камеры наблюдения должны распознавать не всех граждан, а ограничиться только поиском известных злоумышленников и фиксацией опасных ситуаций;
- 38% предпочли бы подавать документы в госорганы в случае необходимости только в бумажном виде, 43% — в бумажном и электронном, а 17% — только через интернет.
- В целом 44% видят больше пользы от внедрения цифровых технологий, чем вреда, 20% видят только пользу, 15% — больше вреда, чем пользы, и 7% — только вред.
Как отмечается в исследовании, за последние пять лет число преступлений в цифровом пространстве возросло в 25 раз и эти преступления характеризуются низкой раскрываемостью (порядка 25%). В частности, на эти показатели повлияла начавшаяся в 2020 году пандемия коронавируса. Среди основных цифровых угроз правам граждан авторы исследования выделили алгоритмическую обработку данных цифровыми платформами и государством, что может привести к нарушению неприкосновенности частной жизни; цифровую дискриминацию граждан государством или частными корпорациями на основе злоупотребления персональными или большими данными; кибератаки, кибербуллинг, троллинг; информационные войны и рост числа «фейковых новостей» и др.
Почему не доверяют цифровизации
В третьем квартале этого года ежемесячная аудитория интернета в России составляла 100,2 млн пользователей старше 12 лет, по данным Mediascope. Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян уверен, что людей, никогда не пользующихся интернетом, в России меньше 14%. «Но пожилые люди обычно не знают ничего об интернете. Внуки учат бабушку общаться по видео, возможно, смотреть что-то. На вопрос, пользуется ли она интернетом, ответ наверняка будет отрицательным. Также дети обычно «не пользуются» интернетом — они смотрят мультики, играют в игры. Люди часто даже не догадываются, что их жизнь неразрывно связана с ним», — рассуждает Казарян. По его мнению, от непонимания смысла интернета следует и отрицательное отношение к нему.
Карен Казарян согласен, что у многих нет доверия к подаче документов в электронном виде, что связано с невозможностью легко проверить правильность и сохранность данных. Кроме того, важно учитывать социальный аспект: кому-то удобнее самому приехать в МФЦ, подать разом все документы и заодно пообщаться (особенно это касается пожилых людей): «Цифровизация в одних сферах может расти огромными темпами, а в других нет. Например, в этом году сервисы доставки растут еще быстрее, чем в пандемию, а в случае с электронными документами люди не хотят перестраиваться».
По мнению эксперта онлайн-сервиса по управлению бизнесом «Битрикс24» Сергея Кулешова, люди отчасти правы и в том, что искусственный интеллект не сможет полностью заменить человека. «Искусственный интеллект сегодня выполняет роль наблюдателя и аналитика по большим данным, выявляет и «подсвечивает» для человека те или иные ситуации, по которым требуется принятие решения. В любом случае окончательные решения по ситуациям, выявленным искусственным интеллектом, еще очень долго будут приниматься человеком», — пояснил он. Например, машина может проанализировать работу сотрудника компании за полгода и сделать вывод о снижении его эффективности, но решение об увольнении должен принять человек, в противном случае это грозит массовыми скандалами и сбоями, судебными исками и потенциальным ущербом для целых отраслей экономики, отметил Кулешов.
Недоверие людей к цифровизации в образовании, по мнению Карена Казаряна, может быть связано с тем, что, как показал прошлый год, образовательные учреждения не понимают, как пользоваться подобными сервисами, из-за чего результаты многих учащихся стали хуже. «Если просто механически заменить учебу в классе на Zoom-конференцию, это не даст результатов. Дети хуже фокусируются, хуже понимают урок. Нужно готовить визуальные материалы, презентации, к чему учителя не привыкли. Люди еще не научились встраивать электронное образование в процесс, нужны методисты, специальные курсы, а пока это действительно профанация», — подчеркнул главный аналитик РАЭК.
Часть пользователей сегодня без доверия относятся к цифровизации образования во многом из-за неразвитости технологий, которые используют в образовательных процессах, согласна глава «ЯКласс» в России Екатерина Рыжова. И в России, и в мире происходит активная цифровая трансформация, но этот процесс требует времени и больших финансовых вложений, которые зачастую ограниченны. Плюс цифровые технологии не так давно массово вошли в повседневную жизнь, а новое всегда требует времени, чтобы привыкнуть. «Чтобы повысить доверие пользователей, крайне важно развивать государственно-частное партнерство, особенно если мы говорим о сегменте школьного или высшего образования. Необходимо повышать цифровую грамотность педагогов, качество инфраструктуры и последовательно рассказывать (и показывать на примерах) родителям о преимуществах онлайн-обучения», — отметила она.
Стоит ли бояться за персональные данные
Мнения относительно озабоченности людей защитой своих персональных данных разнятся. По мнению основателя и гендиректора Qrator Labs Александра Лямина, обеспокоенность безопасностью личных данных является своевременной и оправданной. «Насколько опасным может быть использование персональных данных злоумышленниками, показывают два последних года пандемии, когда мы наблюдали бум телефонного и интернет-мошенничества. Однако, к сожалению, осознание проблемы не эквивалентно ее решению, и мы вынуждены констатировать, что до появления настоящего общественного цифрового иммунитета пройдут еще десятилетия», — уверен Лямин. При этом он подчеркнул, что камеры наблюдения не смогут распознавать только преступников, поскольку подобные решения подразумевают сканирование персональных данных всех людей, находящихся в зоне работы системы видеонаблюдения.
Защита данных на серверах ЕСИА и в многофункциональных центрах госуслуг уже давно реализована на достаточно высоком уровне, что гарантирует соответствующую защиту собираемых персональных, в том числе биометрических, данных, считает директор по стратегическим коммуникациям Infosecurity a Softline Company Александр Дворянский. «Люди опасаются за свои биометрические данные, всего лишь о фото, при этом спокойно оставляют свои полные персональные платежные и другие высокочувствительные данные на непроверенных и часто мошеннических ресурсах в интернете. И, как показывает практика, риски скомпрометировать свои персональные данные самостоятельно в интернете гораздо больше, чем при использовании биометрии», — отметил Дворянский. Он считает, что постепенно пользователи поймут и оценят удобство использования биометрии для аутентификации, что будет способствовать ее развитию.
Автор: Екатерина Ясакова
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.