РБК: россияне потратили в мобильных приложениях более $1,5 млрд
Пользователи в России потратили в прошлом году в мобильных приложениях, по оценке аналитиков App Annie, почти $1,6 млрд. Расходы выросли на 19%, но в мировом рейтинге Россия осталась по этому показателю на 11-м месте.
Траты пользователей по всему миру в мобильных приложениях в 2021 году достигли $170 млрд, что на 19% больше результата предыдущего года. Об этом говорится в отчете компании App Annie, специализирующейся на аналитике мобильной среды. Россияне за год потратили в приложениях $1,58 млрд, что также на 19% больше, чем годом ранее. Но, несмотря на этот рост, Россия так и не смогла войти в топ-10 стран с самыми большими тратами и, как и по итогам 2020 года, осталась на 11-м месте. В тройку же лидеров традиционно вошли Китай ($57 млрд, прирост — 14,5%), США ($43 млрд, +24%) и Япония ($20 млрд, +2%).
В основном расходы россиян в мобильных приложениях связаны с играми — на эти цели, по данным App Annie, в прошлом году был потрачен $1 млрд. Количество загрузок мобильных игр российскими пользователями достигло 2,73 млрд, что на 30 млн больше, чем в 2020-м. Во всем мире прослеживается та же тенденция: на игры приходится подавляющая часть затрат — $116 млрд по итогам прошлого года.
Как считали
Для составления рейтингов приложений App Annie использует собственный сервис App Annie Intelligence, анализирующий скачивания, расходы и активность пользователей.
Рейтинг потребительских расходов (платежей до вычета комиссии Apple или Google) учитывает заработок iOS App Store и Google Play от платных загрузок и покупок внутри приложений. Доходы от рекламы в подсчеты не включены.
Рейтинг не включает предустановленные приложения, а также приложения, опубликованные владельцами платформ и загруженные на устройства под управлением их операционной системы (например, Google Translate на телефоне с ОС Android и GarageBand на iPhone).
Push-уведомления не считаются активным использованием приложения и, как следствие, не учитываются при подсчете количества пользователей или времени использования.
Среднее время, которое россияне ежедневно тратят на мобильные приложения, выросло с 3 часов 48 минут в 2020 году до 4 часов 10 минут в 2021-м. По этому показателю Россия также занимает 11-е место в общем рейтинге. Для сравнения: на просмотр телевидения россияне тратят, по данным Mediascope за 2021 год, в среднем 3 часа 31 минуту в день.
Тройку лидеров составляют Бразилия, Индонезия и Южная Корея — жители этих стран проводят в приложениях больше 5 часов в сутки.
В месяц в среднем 26 часов 18 минут россияне тратят на приложение TikTok, что делает его самым востребованным по этому показателю среди всех соцсетей и мессенджеров. По сравнению с 2020 годом результат вырос на 34%. На втором месте с почти двукратным отрывом находится VK — 12 часов 42 минуты в месяц. Но аналитики фиксируют снижение год к году почти на 21%. 10 часов 18 минут в месяц тратят пользователи из России на WhatsApp, 9 часов 48 минут — на Instagram, 5 часов 6 минут — на Telegram, однако рост по этим приложениям незначителен. РБК направил запросы представителям упомянутых компаний.
По количеству скачиваний приложений топ-5 по России по итогам прошлого года выглядит следующим образом: TikTok, Telegram, WhatsApp, Instagram и GetContact. Абсолютные значения не приводятся.
В целом до 2,4 млрд часов в 2021 году выросло время, которое россияне потратили в приложениях для покупок. Результат предыдущего года — 1,7 млрд часов. Топ-5 шопинг-приложений в России по числу уникальных пользователей, которые посещают приложение хотя бы раз в месяц, составляют AliExpress Russia, Ozon, Wildberries, «Авито» и «Яндекс.Маркет». Абсолютные значения не приводятся.
В целом по миру на мобильный шопинг потрачено 100 млрд часов, что на 18% больше показателей 2020-го.
Россия оказалась на втором месте в мире по росту общего количества часов, проведенных пользователями в приложениях стриминговых сервисов: положительная динамика составила 61% по сравнению с допандемийным 2019 годом, сравнение с 2020 годом, равно как и абсолютные значения, не приводятся. Более значительные темпы роста — 140% — зафиксированы только в Индонезии.
Топ-5 сервисов в России по количеству скачиваний составляют «Кинопоиск», YouTube, Okko, ivi и YouTube Kids. Представленный в России и даже внесенный Роскомнадзором в конце прошлого года в реестр аудиовизуальных сервисов Netflix оказался лишь на девятом месте. По пользовательским же тратам рейтинг совершенно иной: возглавляет топ ivi, далее следуют YouTube, Premier от «Газпром-Медиа», Okko и Start. Абсолютные значения не указаны.
Три тренда на глобальном рынке мобильных приложений
Мобильная реклама в 2022 году, по прогнозам аналитиков, достигнет показателя $350 млрд. Результат 2021-го — $295 млрд, 2020-го — $240 млрд.
Аналитики App Annie выявили прямую зависимость между популярностью в той или иной стране специального приложения с информацией о коронавирусе и процентом вакцинированных граждан. Так, в Малайзии местное приложение MySejahtera установили 92% жителей, пользуются им 85%, количество вакцинированных составляет 80%. Во Франции TousAntiCovid скачали 48% населения, из них его используют 88%, процент вакцинированных — 74%. При этом в Индии, где количество вакцинированных не достигло половины граждан, приложение Aarogya Setu скачали лишь 30% населения, из них используют его только 46%.
Индия и Китай — единственные крупные рынки, в которых зафиксировано снижение количества часов, которые пользователи тратят на приложения видеосервисов. Причем если в Индии падение по сравнению с 2019 годом составило лишь 8%, то в Китае — уже 46%. В App Annie связывают тенденцию с массовым уходом пользователей в сервисы коротких видео — TikTok и Kwai (по сравнению с 2019 годом проведенное в этих приложениях время увеличилось в три с лишним раза).
Автор: Евгения Стогова
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.