Исследовательская компания Mediascope опубликовала отчет по посещаемости интернет-ресурсов за декабрь 2024 года. Лидерам рейтинга остались поисковики «Яндекс» и Google. Российский сервис обогнал американский по месячному охвату всего на процент, а по среднесуточному — на 7,5%.
Третье место у мессенджера WhatsApp, которому в последний месяц прошлого года удалось охватить 78,8% населения России. Четвертую строчку, показав лучший результат в истории, заняла соцсеть «ВКонтакте». Ей удалось обогнать заторможенный YouTube, который даже в таком виде привлек внимание 73,6% российской аудитории. Аутсайдерами рейтинга стала блог-платформа «Дзен», которая уверенно теряет и аудиторию, и охват, а также принадлежащий VK портал Mail.ru, который покинул топ-10 и уступил место маркетплейсу Ozon.
Данные по Яндексу и Google: сравнение метрик (месячный и среднедневной охват)
Данные компании Mtdiascope по посещаемости интернет-ресурсов за декабрь 2024 года
Данные компании Mtdiascope по посещаемости интернет-ресурсов за декабрь 2024 года
Рейтинг Mediascope ожидаемо возглавили «Яндекс» и Google. Метрики российского поисковика за год практически не изменились. Месячный охват «Яндекса» составляет около 100,3 млн человек, или 82,4% аудитории. При этом у него вырос показатель среднесуточной посещаемости с 56,7% в январе до 57% в декабре. Месячный охват Google за этот же период также изменился незначительно. В январе он составлял 81,7% населения (99,4 млн. человек), а в декабре 81,5% (99,1 млн. человек). При этом среднесуточный охват Google показал небольшой рост с 52,3% в январе до 53% — в декабре.
Чем расчеты Mediascope отличаются от данных «Яндекс Радара»
Практически равные показатели поисковиков, представленные Mediascope, очень сильно расходятся с данными сервиса «Яндекс Радар». Согласно информации от аналитического инструмента российской платформы, ее доля в российском сегменте интернета превышает долю Google практически в два раза: 64,48% («Яндекс») против 36,06% (Google) в январе 2024 года и 66.49% и 33,18% в декабре.
Динамика WhatsApp, Telegram и «ВКонтакте»
Третье место, поднявшись на одну позицию, к концу года занял самый популярный мессенджер в России — WhatsApp, сменившей на этой строке рейтинга видеохостинг YouTube, теперь замыкающий пятерку лидеров. Месячный охват американского мессенджера увеличился с 95,3 млн пользователей в январе 2024 года до 96 млн в декабре. Рост охвата WhatsApp сопровождало увеличение среднедневной аудитории приложения с 80,8 млн человек до 82,5 млн (+2,1%). При этом главный конкурент коммуникационной платформы от Meta* — мессенджер Telegram хотя и остался на шестой строке топ-10 «Медиаскопа», показал рост по этому показателю на 11,3% (среднесуточный охват в январе 58,13 млн человек и в декабре — 64,7 млн).
Четвертую строку рейтинга заняла соцсеть «ВКонтакте». Месячный охват платформы в январе 2024 года составил 90,2 млн человек, а в декабре уже 91,9 млн (+1,88%). Это лучший показатель российской соцсети за всю историю ее существования. Таким образом ей впервые удалось обогнать заторможенный до степени блокировки YouTube, чей месячный охват с января прошлого года снизился с 78,5% населения до 73,6% в декабре. При этом видеохостинг Google хотя и на последнем месте, но удержался в топ-5 со среднедневным охватом 42 млн человек.
Единственной финансовой структурой, попавшей в рейтинг лидеров российского интернета по версии Mediascope, оказался Сбербанк, который весь год провел на седьмой строчке рейтинга. Месячный охват банка за год вырос с 68,1% населения в январе 2024 года до 68,8% в декабре.
Mail.ru и «Дзен»: аутсайдеры рейтинга
Аутсайдерами рейтинга Mediascope стали платформы «Дзен» и Mail.ru. Блог-платформа сократила свою месячную аудиторию с января по декабрь прошлого года с 82,1 млн до 77,3 млн человек (+5,8%), а среднедневной охват — на 13,5% до 27,8 млн пользователей. А портал Mail.ru, тоже принадлежащий холдингу VK, в ноябре вовсе исчез из топ-10, уступив место маркетплейсу Ozon.
Что касается российского e-com, то по итогам 2024 года в число лидеров интернет-рейтинга Mediascope вошли два крупнейших российских маркетплейса.
Что говорят эксперты о рейтинге крупнейших интернет-ресурсов России
Генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков в своем комментарии «Коммерсанту» отметил, что когда платформа «Дзен» принадлежала «Яндексу», она активно развивалась благодаря благоприятным условиям для авторов. Но после смены собственника платформа начала терять аудиторию, поскольку VK больше фокусируется на развитии других своих проектов, таких как «VK Видео» и «Одноклассники». Эксперт прогнозирует, что Google сохранит лидерские позиции на российском рынке благодаря популярности множества сторонних приложений, например, «Google Карт» и «Google Переводчика». В то же время он предполагает, что WhatsApp может утратить часть своей аудитории из-за роста популярности Telegram.
Динамика аудитории может быть нестабильной, с периодами спада и подъема, указал директор Института современных медиа Кирилл Танаев. Он считает, что «Дзен» не сумел привлечь пользователей от «Яндекс Новостей», которые перешли в Telegram. Кроме того VK пока не смогла создать эффективную модель монетизации платформы, что может привести к дальнейшему снижению ее охвата в 2025 году.
* Признана экстремистской организацией в России
Авторы: Артемий Шохор
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram , чтобы первыми узнать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.