Российские юристы предложили ограничить рекомендательные сервисы соцсетей и онлайн-кинотеатров. По мнению экспертов, нужно разрешить пользователям отключать алгоритмы, а также регулярно проводить их независимый аудит, чтобы избежать злоупотреблений.
Такие предложения направило в Госдуму и Совет Федерации московское отделение Ассоциации юристов России (АЮР), сообщил «Коммерсантъ». Их подготовила комиссия по регулированию цифровой экономики АЮР. Юристы пришли к выводам, что алгоритмы рекомендаций могут создавать ажиотажный интерес к некоторым товарам и даже влиять на общественное мнение.
Рекомендательные сервисы широко используются соцсетями, видеосервисами и ритейлерами, чтобы предлагать пользователю контент, товары и услуги под его интересы. Однако принцип таких алгоритмов в большинстве случаев остаётся непрозрачным, что создаёт простор для злоупотреблений, уверены юристы. Комиссия предложила дополнить закон «Об информации» понятиями «рекомендательный сервис» и «оператор рекомендательного сервиса» и определить границы для их регулирования через количественные показатели аудитории.
Эксперты указали, что пользователям нужно позволить отключать алгоритмы при сохранении доступа к сайту. Также юристы предложили обязать операторов объяснять принципы работы сервисов и ввести регулярные проверки алгоритмов. В случае выявления аномалий или продвижения противоправного контента владельцев рекомендательных сервисов могут штрафовать. При этом под новые требования попадут только те интернет-площадки, чья аудитория превышает 100 000 пользователей в сутки, а свои данные на них оставили более 500 000 россиян.
Глава комиссии Алексей Журавлёв в своём обращении напомнил, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) недавно потребовала раскрытия принципов работы алгоритма «Яндекса». В самом «Яндексе», как и в российском отделении Google, инициативу московских юристов комментировать отказались.
В Mail.ru Group указали, что предлагаемые меры регулирования не только излишни, но и потенциально могут навредить всей цифровой экономике. Все обязанности подобных сервисов уже прописаны в законодательстве, а вмешательство в уже отработанные рекомендательные алгоритмы приведёт к ухудшению качества контента, который получает пользователь, отметили в корпорации. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов добавил, что рынок «успешно саморегулируется» по действующим принципам, например помечая рекламные рекомендации.
С ними согласен и гендиректор Института исследования интернета Карен Казарян. Он подчеркнул, что обеспечить прозрачность алгоритмов для пользователя технически очень сложно, и по-настоящему нуждаются во внимании регуляторов только те ситуации, когда алгоритмы принимают юридически значимые решения (кредит, приём на работу, выборы) и потенциально могут нарушить права граждан. Он добавил, что алгоритмы являются коммерческой тайной интернет-компаний, которую защищает Гражданский кодекс. В целом эксперты сошлись во мнении, что идея юристов довольно сырая, а предложенное решение проблемы — потенциально вредное.
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.