Россияне потеряли интерес к TikTok
Соцсеть коротких видео TikTok выпала из топа самых популярных интернет-ресурсов в России. Ее 10-е место занял маркетплейс Wildberries, подсчитали для «Известий» в Mediascope. Топ-5 сервисов по итогам I квартала 2024 года не изменился — наиболее посещаемыми остались продукты «Яндекса» и Google, YouTube, WhatsApp* и «ВКонтакте».
Выпали из топа
Самыми посещаемыми интернет-ресурсами по итогам I квартала 2024-го, как и годом ранее, для россиян остались сервисы «Яндекса» («Музыка», «Маркет», «Навигатор», «Поиск» и так далее), продукты Google («Поиск», «Карты», «Документы» и прочее), YouTube, WhatsApp* и «ВКонтакте». Этот рейтинг топ-10 ресурсов составили в Mediascope.
Следующие строчки топа распределились иначе. Если в I квартале 2023-го шестое место занимал Сбербанк, то в этом году оно принадлежит уже Telegram. Мессенджер поднялся с восьмой строчки. Сервис кредитной организации откатился на седьмое место. «Дзен» занял восьмое место, Mail.ru — девятое.
TikTok в I квартале 2023-го был на десятой строчке рейтинга самых популярных интернет-ресурсов, в этом же году ресурс пропал из списка вовсе. Теперь его место занял маркетплейс.
TikTok приостановил размещение новых роликов в России в 2022 году. 2 мая 2024-го приложение вновь стало доступно для пользователей мобильных операционных систем iOS и Android в РФ — появилась возможность авторизации через социальную сеть «ВКонтакте». Буквально вечером того же дня соцсеть вновь ограничила работу в нашей стране.
В Wildberries же, напротив, активно развивают отдельные приложения сервисов компании. Как рассказали «Известиям» в компании, недавно обновилось приложение маркетплейса цифровых товаров. Еще одно новшество — категория с новинками от селлеров, на которых подписан пользователь. Для продавцов добавлены инструменты, помогающие продвигать их предложения, добавили там.
Быть или не быть
За последний месяц в Роскомнадзор направили сразу два обращения с просьбой заблокировать TikTok — от депутата Госдумы Султана Хамзаева и директора Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимира Зыкова. В 2023 году по требованиям надзорного ведомства администрация соцсети удалила 659 запрещенных материалов, а за прошедший период 2024-го — 211.
Сервис TikTok неоднократно привлекали к административной ответственности в России. Как сообщали в Роскомнадзоре, в отношении компании назначили штрафы на 15,1 млн рублей, из них в 2023 году ресурс получил санкции на 2 млн за неудаление противоправной информации, а также четыре взыскания на общую сумму 3,1 млн рублей за нарушение закона о самоконтроле социальных сетей, добавил он.
По мнению депутата Госдумы Антона Горелкина, новостная шумиха вокруг возвращения сервиса в Россию — организованная информационная кампания. Он полагает, что платформа вернула доступ небольшой части российских пользователей, среди которых оказались журналисты, чтобы оценить общественную реакцию и понять, какой вариант возобновления работы ей выбрать.
Первый — это использование сервиса только через VPN. Второй — вернуться официально, взяв на себя обязательство выполнять требования российского законодательства, отметил депутат.
По словам депутата Госдумы Антона Немкина, если соцсеть решит полноценно возобновить работу в РФ, ей нужно будет учесть ряд обстоятельств: удалить весь запрещенный контент, выполнить все требования закона о «приземлении» (открыть представительство на территории РФ). Только после этого можно говорить о том, что работа сервиса вообще возможна в стране, отметил он.
TikTok долгое время не действовал в России, пользователи не публиковали видео и не могли смотреть новые ролики из других стран, из-за чего приложение и исчезло из рейтинга, считает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Однако ситуация может измениться после недавних сообщений о якобы возобновлении работы.
Возвращение сервиса в РФ вполне реально, если будут соблюдены условия, полагает руководитель отдела мобильной разработки AGIMA Михаил Вассер.
«Это случится только в том случае, если пользователям в России будет доступна полная функциональность. Пока же их аудитория и контент-мейкеры за последние годы перетекли на другие площадки VK, YouTube Shorts и запрещенный в России Instagram» – сказал эксперт.
Преимуществом сервиса станет использование его без VPN, подчеркнул он.
По словам генерального директора «Стингрей Технолоджиз» Юрия Шабалина, у TikTok есть возможность вернуться — соцсеть весьма гибкая в плане изменений. К примеру, в Китае существует отдельная версия приложения только для этой страны, местные пользователи видят только свой контент.
«Пойдут ли на такое владельцы ресурса, сделав отдельный сервис в РФ, закрытый для пользователей из других стран, — большой вопрос. Это не особо выгодно для компании» — считает эксперт.
Что касается положения в рейтинге других сервисов, то ресурсы больших корпораций вроде «Яндекса» и «ВКонтакте», а также мессенджеры, вероятно, сохранят свои места в дальнейшем, считает Михаил Вассер.
«Также в топе будет увеличиваться количество маркетплейсов. Сейчас мы уже видим хорошие результаты у приложения Wildberries. Полагаю, от него не сильно отстает и приложение Ozon» — добавил он.
Учитывая популярность коротких видео, в рейтинг могут войти и альтернативные сервисы вроде «VK Клипы» или Yappy. Большую роль в этом сыграет возможность монетизации контента и то, насколько прозрачно и удобно это будет для авторов, подытожил Юрий Шабалин.
*принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской и запрещенной
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram , чтобы первыми узнать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.