Лидер Российского рынка медиаизмерений

Россияне стали переходить на продукты премиальных торговых марок сетей

Россияне стали переходить на продукты премиальных торговых марок сетей

Россияне стали чаще покупать продукты собственных торговых марок сетей (СТМ) из премиального и среднего ценового сегмента. В группе FMCG-категорий с самой высокой долей частных марок (суммарно 50% рынка продовольственных СТМ) в 8 из 14 категорий темпы продаж среднего или премиального сегмента СТМ с большим отрывом опережают эконом-линейки, выяснили специалисты NielsenIQ (результаты исследования есть в распоряжении Sostav).

В компании отмечают, что среди наиболее крупных продовольственных FMCG-категорий начал развиваться тренд на рост СТМ из премиального и среднего ценового сегмента. В качестве «яркого примера» его развития аналитики приводят «одну из самых значимых категорий на FMCG-рынке» — мясо. В её структуре доля СТМ составляет почти 30% в натуральном выражении.

По данным NielsenIQ, динамика продаж премиальных СТМ мяса за последние 12 месяцев по май 2023 года составила 6,3%, линеек среднего ценового сегмента — 11,4%, тогда как продажи эконом-продуктов сократились на 2,3% в натуральном выражении.

Ещё один пример — группа колбасных изделий. В ней премиальный сегмент, по данным компании, за год вырос на 30,1%, тогда как эконом — на 2%. При этом в обоих случаях доля премиальных СТМ увеличивается за счёт сокращения эконом-сегмента, подчеркнули в NielsenIQ.

Фото: NielsenIQ

Константин Локтев, директор по работе с ритейлом Nielsen:

В большинстве перечисленных категорий частные марки в основном представлены эконом-сегментом, с которого традиционно начинается развитие СТМ. На заре развития частных марок их ролью было создание так называемой «первой цены» в категории, то есть самого дешёвого товара. Отсюда возник стереотип о том, что товары СТМ имеют низкое качество.

Однако в последние несколько лет тренд изменился на противоположный. С уходом ряда зарубежных брендов роль СТМ получила новое прочтение, и начался процесс замещения товаров из среднего и высокого ценовых сегментов товарами под марками сетей, которые теперь успешно конкурируют с брендами из премиальных ниш.

Похожая динамика складывается и в других крупнейших по доле СТМ и значимости с точки зрения оборота продаж категориях:

  • твёрдый сыр — премиальные СТМ выросли на 53,1%, эконом-сегмент — на 4,9%;
  • пастеризованное молоко — премиальные СТМ выросли на 23,3%, эконом — на 7,7%;
  • мягкий и плавленый сыр — премиальные СТМ выросли на 21,9%, эконом — упали на 15,3%;
  • вода — премиальные СТМ выросли на 7,1%, эконом — упали на 0,7%.

«Несмотря на то, что в перечисленных категориях доля премиальных СТМ пока остаётся низкой (например, в пастеризованном молоке на неё приходится лишь 0,2% продаж, пиве — 0,1%, твердом сыре — 1,9% в натуральном выражении), динамика продаж позволяет надеяться на то, что в ближайшие годы новый тренд получит развитие и премиальным линейкам частных марок удастся занять равноценное положение с другими ценовыми сегментами», — говорится в исследовании.

Фото: NielsenIQ

В NielsenIQ отмечают, что такой тренд может стать «хорошим стимулом к дальнейшему развитию СТМ на рынке», так как отвечает одному из главных запросов со стороны покупателей, 52% которых считают, что улучшение качества частных марок больше всего влияет на рост покупок в этом сегменте в будущем.

В мае Роскачество и «Ромир» отметили в сегменте товаров повседневного спроса устойчивый рост доли расходов на продукцию СТМ. С 2019-го она увеличилась с 5,2 до 8,1%. При этом в исследовании говорилось, что СТМ влияют на рост чека: с 2021 по 2022 год в продуктовой рознице сумма среднего чека, в котором есть СТМ-товары, выросла на 28,4% в сопоставимых ценах, тогда как сумма среднего чека без СТМ-товаров практически не изменилась.

Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.

Обсудить проект

    Интересующий вид услуг
    Ваше имя
    Ваша компания
    Телефон
    Нажимая на кнопку "Отправить запрос", я соглашаюсь на обработку своих персональных данных
    Заказать обратный звонок