Рунет 2023: маркировка рекламы, Telegram, нейросети и госрегулирование
Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, российский сегмент интернета продолжает расти. Развиваются маркетплейсы, появляются новые нейросети, и при этом ужесточаются законы, регулирующие рекламу и алгоритмы онлайн-сервисов. Какие события и тенденции можно назвать главными в 2023 году — читайте в материале Sostav.
Статистика
По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) в феврале 2023 года ежедневная аудитория рунета составляля 95,3 млн человек, а количество доменов зарегистрированных в зоне .RU составило 4,9 млн адресов. По данным Mediascope на октябрь 2023 года, количество людей, ежедневно пользующихся интернетом, выросло относительно аналогичного периода 2022-го: 83% жителей России старше 12 лет ежедневно пользуются интернетом, а среднесуточное время интернет-потребления на одного россиянина составило 4 часа 17 минут.
Больше всего времени в структуре потребления интернета пользователи посвящают просмотру видео (18%), мессенджерам (17%) и социальным сетям (17%). На игры и электронную коммерцию приходится 8% и 4% времени соответственно.
Охваты крупнейших соцсетей Telegram и «Вконтакте» растут — 46% населения России от 12 лет и старше заходят в Telegram и 45% пользуются «Вконтакте» каждый день. При этом «Вконтакте» лидирует по охвату за месяц — 73% россиян старше 12 лет заходили в соцсеть хотя бы раз за октябрь 2023 года. Среди сервисов по просмотру видеоконтента YouTube занимает первую позицию. Его доля от времени использования интернета в день составила 16%.
За год использование платформ онлайн-шоппинга выросло во всех возрастных группах. В среднем в день в октябре 2023 года e-com сервисами пользуются 45% россиян. Ещё два года назад среднесуточный охват e-com составлял менее 30%. Среднее время потребления e-com сервисов тоже растёт. Традиционно, больше всего времени на шоппинг в интернете россияне тратят в ноябре, в период распродаж. В пятёрку площадок с наибольшими среднесуточными охватами за месяц вошли Ozon, Wildberries, «Яндекс Маркет», AliExpress и «Мегамаркет».
Да, опять нейросети
Нейросети — абсолютный тренд 2023 года, и судя по всему, популярность ИИ не утихнет в последующие годы. International Data Corporation (IDC) прогнозирует, что к 2027 году мировой рынок программ на основе искусственного интеллекта составит $251 млрд.
2023-й запомнится молниеносным ростом популярности ChatGPT, успех которого старались повторить как зарубежные технокомпании (xAI от Илона Маска, Bard от Google, Copilot от Microsoft и другие), так и российские разработчики — GigaChat от «Сбера» и YandexGPT от «Яндекса». Помимо этого, последние показали новую версию своего инструмента для генерации изображений — YandexART, а политическая партия ЛДПР продемонстрировала нейросеть, созданную на основе публичных выступлений и интервью российского политика Владимира Жириновского. Даже государство оперативно осваивает популярную технологию для борьбы с мошенниками.
В целом, около четверти опрошенных «Авито Работой» и банком «Точка» компаний в России внедрили решения на основе ИИ в бизнес-процессы. По данным «Яндекса», 70% бюджетов рекламодателей уже управляются нейросетями.
Не обошлось и без скандалов, связанных с нейросетями. Алёна Андронова обратилась в суд, обвинив Тинькофф в использовании синтеза её голоса для дубляжа рекламы порно. Чем закончится эта ситуация, пока не ясно.
Маркировка рекламы
В 2022 году в силу вступил закон «О рекламе» обязывающий маркировать всю рекламу в интернете, а с 1 сентября 2023 года начали действовать штрафы за отсутствие такой пометки. Ранее планировалось, что наказание будет действовать с марта 2023 года, но РКН и ФАС сдвинули сроки в связи с тем, что бизнес ещё не разобрался, как направлять данные в ЕРИР.
Ситуация с новым законом не на шутку обеспокоила представителей рынка: некоторые высказывали свою обеспокоенность сложившейся ситуаций, другие же просто начали выполнять требования регулятора. Компании и рекламные агентства начали массово выпускать инструкции, как правильно маркировать интернет-рекламу, но ситуаций штрафами от Роскомнадзора всё равно не получилось избежать.
Сейчас бизнес всё ещё пытается изменить закон «О рекламе», но дальше пленарных заседаний дело не заходит.
Telegram
В этом году продвижение в Telegram стало трендом для многих рекламодателей в отечественном сегменте рунета. Крупные технологические компании внедряли продвижение в Telegram в свои рекламные сервисы — среди них «Яндекс», МТС и «СберСеллер».
Сейчас мессенджер постепенно трансформируется в социальную сеть с возможностью таргетирования на разные группы населения. В 2023 году Telegram ввёл у себя множество функций для монетизации трафика:
- возможность публиковать сторис как для аккаунтов, так и для каналов;
- систему бустов побуждающую пользователей покупать премиум подписку, чтобы поддержать любимое сообщество;
- функцию розыгрышей (giveaway) от каналов.
Судя по сливу презентации для инвесторов, Telegram планирует провести pre-IPO. В этом документе раскрываются некоторые детали насчёт мессенджера. К примеру: потенциал монетизации социальной сети отмечен как нереализованный, в разработке находится функциональные инструменты для работы команд, а ещё заявлен платёжный сервис, пока только для Индии.
Ужесточение регулирования
В 2023 году вступили в силу или были предложены сразу несколько законопроектов, которые могут оказать значительное влияние на жизнь российского онлайн-сообщества:
- Закон о рекомендательных алгоритмах. В соответствии с новым законопроектом о работе рекомендательных алгоритмов, онлайн-платформы не имеют права применять их для распространения запрещенной информации в России. Если правила будут нарушены, то Роскомнадзор может заблокировать как рекомендательный сервис нарушителя, так и весь его ресурс. Соответствующие разделы уже появились на страницах «Яндекса», Ozon, Wildberries и других компаний.
- Закон запрещающий регистрироваться на отечественных сайтах с помощью иностранной электронной почты или аккаунтов. Президент РФ подписал закон, который запрещает регистрацию на российских веб-сайтах с помощью иностранной электронной почты или аккаунтов, подключённых через зарубежные сервисы. К таким сервисам относятся Google или Apple ID. Зарегистрироваться на российском сайте можно будет по номеру телефона, портал госуслуг, через единую биометрическую систему, электронную почту на базе российских сервисов, а также с использованием идентификаторов на российских ресурсах. Закон вступил в силу в этом году.
- Закон об ответственности за треш-стримы. Группа депутатов Госдумы и сенаторов планировала в начале декабря внести на рассмотрение Госдумы законопроект об ответственности за ведение треш-стримов. Он предусматривает поправки в Уголовный кодекс, которые сделают публичную демонстрацию в СМИ или интернете совершения преступления отягчающим обстоятельством. Поправки предусматривают штрафы для граждан от 200 тыс. до 600 тыс. руб., для должностных лиц — от 300 тыс. до 700 тыс. руб.
- Расширение полномочий Роскомнадзора по ограничению сайтов с информацией по обходу блокировок. Роскомнадзор с 1 декабря получил право включать в Единый реестр запрещенной информации сайты, которые раскрывают способы обхода блокировок других онлайн-ресурсов. Теперь регулятор сможет блокировать сайты, на которых содержится информация о том, как попасть на запрещенные в России платформы.
- Закон обязывающий понятно писать информацию об обработке персональных данных. Роскомнадзор и Центр правовой помощи гражданам готовят законопроект, который обяжет операторов персональных данных понятно писать об обработке персональных данных. Компаниям придётся составлять договор об обработке персональных данных в понятной с первого прочтения и доступной для пользователей форме на русском языке.
- Внесение блогеров в справочник видов деятельности (ОКВЭД). Первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова обратилась к главе Минэкономразвития Максиму Решетникову с предложением внести в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. По мнению основателя Совета блогеров Валерию Рытвину, добавление кода в ОКВЭД позволит решить проблему правового статуса блогера и соблюсти баланс отрасли и государства.
- Запрет на трансграничную передачу личных данных россиян. Летом Роскомнадзор вынес первые запреты на трансграничную передачу личных данных россиян. С марта в ведомство поступило 589 уведомлений от российских операторов ПД на передачу персональной информации граждан в другие страны.
- Принятие закона о биометрии и введение штрафов до 1,5 млн рублей за его нарушение. Госдума приняла закон о порядке идентификации и аутентификации физлиц с использованием биометрии. Документ в том числе предусматривает создание единой биометрической системы (ЕБС), а также устанавливает запрет на принудительный сбор биометрии и любую дискриминацию в отношении лиц, отказавшихся от сдачи биометрических персональных данных. Позже, в июне, Госдума в первом чтении приняла законопроект о штрафах до 1,5 млн руб. за нарушения при использовании этих данных.
Бренды в Roblox
Roblox в 2023 году стал популярной площадкой среди российских брендов. Свои миры в этой метавселенной создали: «Яндекс», VK, «Билайн», «ВкусВилл», МТС, Yappy, «Пятница!» и «Самокат». По мнению компаний, вчерашние дети — это сегодняшние лояльные клиенты и, создавая миры в Roblox, бренды располагают к себе будущих покупателей. Хотя уже сейчас, играя в созданные компаниями уровни, можно получать поощрение в виде внутриигровой валюты или купонов со скидкой на покупку продукции в реальных магазинах.
«Яндекс» в Roblox
Гром среди ясного неба: релиз Atomic Heart
Большим сюрпризом для российских игроков стал релиз Atomic Heart. Это самый успешный проект отечественных игровых разработчиков со времён тетриса. Игра привлекла значительное внимание игрового сообщества и получила высокие оценки от игроков и критиков. На агрегаторе Metacritic рейтинг компьютерной версии игры составил 75 баллов из 100, версия для Xbox Series X/S оценена в 73 балла, для PlayStation 5 — в 70 балл.
Кроме того, игра показала отличные результаты на Xbox, став лучшим стартом в 2023 году среди игр на этой платформе. В общем, Atomic Heart — это одно из самых заметных и обсуждаемых событий 2023 года.
Автор: Иван Лященко
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.