Системы искусственного интеллекта используют лишь 5% российских компаний
Несмотря на рост интереса российских организаций к искусственному интеллекту, уровень применения технологий на основе нейросетей в России остается низким, — 5,4%
Что происходит
Согласно исследованию Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, в 2020 году только 5,4% российских организаций в своей деятельности применяли технологии на основе искусственного интеллекта.
Одним из наиболее частых использований компаниями ИИ является интеллектуальный анализ данных и обработка естественного языка (например, виртуальные помощники и чат-боты) — данную технологию внедрили около 70% организаций, использующих ИИ, — 3,8% от общего числа респондентов.
Второе место по распространенности занимает компьютерное зрение (3,7%) — оно используется преимущественно в производственных процессах.
Отмечается, что внедрение ИИ-систем требует радикальной перестройки бизнес-процессов и значительных финансовых вложений: позволить себе подобные проекты пока могут лишь крупные игроки.
Среди предприятий с численностью работников свыше 10 тыс. человек около 35,7% используют технологии на основе ИИ, в то время как в менее крупных (от 5 до 10 тыс.) этот показатель составляет 21,8%, а в организациях с численностью менее 250 человек — 5%.
Лидирующую позицию по внедрению искусственного интеллекта занимают организации финансового сектора (22,8%). В целом сфера услуг и потребительский сегмент используют нейросети наиболее интенсивно.
Что это значит
В условиях стремительного развития современных технологий пандемия коронавируса изменила отношение бизнеса к инновационным решениям, таким как искусственный интеллект, который постепенно выходит за рамки ИТ-сектора. Системы на основе ИИ помогают повысить эффективность компаний и автоматизировать значительную часть рутинных задач.
Несмотря на низкий уровень проникновения технологии в российские организации, нейросеть уже сейчас справляется с различными задачами: например, обрабатывает входящие обращения от клиентов. Примечательно, что большинство пользователей позитивно относятся к общению с роботом — лишь бы он давал нужную информацию.
Кроме того, Сбербанк использует «умные» алгоритмы для выдачи кредитов — по предварительным прогнозам, к 2023 году 90% кредитных заявок в Сбербанке будет рассматривать искусственный интеллект.
Тем не менее, внедрение ИИ в бизнес-процессы происходит в основном в крупных компаниях: в то время как треть таких предприятий уже использует «умные» алгоритмы, лишь незначительное меньшинство малых предприятий может похвастаться тем же. Таким образом, передовые информационные и технологические решения в России сконцентрированы у крупного бизнеса. Решить данную проблему можно с помощью предоставления финансовой поддержки со стороны государства.
По оценкам экспертов ВШЭ, массовое распространение систем на основе нейросетей в России зависит от множества факторов. Среди них — наличие комплексных решений, интегрирующих ИИ с другими цифровыми технологиями, государственная политика по стимулированию спроса на ИИ, этические аспекты, а также формирование рынка данных, без которого в долгосрочной перспективе развитие ИИ не представляется возможным.
Автор: Ксения Янушкевич
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.