Лидер Российского рынка медиаизмерений

Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2022

Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2022

Brand Analytics представляет данные традиционного ежегодного исследования активной аудитории (авторов) социальных сетей в России за октябрь 2022 года. Внимание исследования сосредоточено на активной (пишущей) аудитории, поскольку мы изучаем социальные сети как средство публичной коммуникации и их влияние на формирование общественного мнения.

В исследование включены суммарные данные по активной аудитории в социальных медиа России, которые включают социальные сети, блоги, форумы, геосервисы, отзовики, маркетплейсы, публичные каналы мессенджеров, комментарии к новостным статьям.

Отдельно выделены данные по соцсетям: ВКонтакте, Одноклассники, Instagram**, Facebook**, Youtube, Twitter, TikTok. Данные включают объём аудитории, возраст и пол авторов.

Сравнить с результатами исследования за 2021 год можно здесь, а скачать свежее исследование 2022 года в формате презентации года можно по ссылке.

Объём активной аудитории и публикуемого контента в соцмедиа России

В октябре 2022 года число активных авторов в социальных медиа в России составило 62,2 млн. Авторы написали более 1,5 млрд публичных сообщений — постов, репостов и комментариев (в октябре 2021 года — 1,1 млрд).

Несмотря на запрещение после начала СВО зарубежных соцсетей Instagram** и Facebook**, а также самоцензуру TikTok, число авторов соцмедиа в России в октябре 2022 года снизилось по сравнению с октябрем 2021 года незначительно — на 6%. При этом объём создаваемого авторами за месяц контента значительно вырос: рост составил 36% по отношению к октябрю 2021 года. Наибольший вклад в рост месячного объёма контента соцмедиа внёс Telegram.

Говоря о трендах последних трех лет, можно отметить, что пандемийный 2020 год стал годом бурного роста авторов (+30%): пользователи сели на удаленку и пошли в онлайн. 2021 год стал паузой, а 2022 — годом резкого роста контента (+36%) в качестве ответной реакции соцмедиа на общественно-политические события. Рост объёма контента обеспечили Telegram и ВКонтакте. Авторы запрещённых соцсетей с платформ окончательно не ушли, однако резко снизили там свою активность.

ВКонтакте вернул себе лидерство по числу авторов и снова является соцсетью №1 в России как по числу авторов, так и по объёму контента. Одноклассники переместились с третьей на вторую позицию по объёму контента, опередив в 2022 году Instagram** по этому показателю.

Общее число авторов (62,2 млн) и общее число сообщений (1,5 млрд) не являются суммой показателей, представленных на графиках соцсетей. Это данные по всем социальным медиа, включающим соцсети, мессенджеры, форумы, блоги, геосервисы, отзовики, UGC-площадки и т. д. При этом общее количество авторов учитывает присутствие одних и тех же пользователей на различных площадках. А общее количество сообщений учитывает объём публикаций на источниках соцмедиа, данные по которым не выделены отдельно в данном исследовании.

Изменение числа активных авторов и объёма публикуемого контента в соцмедиа России в сравнении с 2021 годом

На графиках динамики в дополнение к данным по авторам и контенту в соцсетях в России представлены данные по русскоязычному Telegram без привязки к географии: в мессенджере нет данных по гео. Инфографика позволяет проводить условное сравнение Telegram и других социальных платформ.

Единственные, кто вырос по числу авторов из представленных социальных платформ, — это ВКонтакте и Telegram. ВКонтакте опередил лидера последних лет — Instagram**. Telegram показал рекордный относительный прирост числа авторов — сразу на 144%. Одноклассники сохранили свои позиции по числу авторов (-2%).

Наиболее сильное снижение числа авторов — у Instagram** — на 55%. А также у TikTok — на 74%.

Тренды в контенте те же, что и у авторов: рост числа сообщений наблюдается только у Telegram и ВКонтакте. Причем у Telegram он рекордный — на 159%. По объёму контента Telegram обходит ВКонтакте. Однако представленное сравнение оценочное: данные по Telegram представлены по русскому языку без привязки к географии. Данные по ВКонтакте — это данные по России.

Одноклассники снижаются минимально — минус 5%. Наиболее сильное падение контента также у Instagram** — на 70%, и у TikTok — на 71%.

ВКонтакте

ВКонтакте за год вырос и в авторах — плюс 18%, и в контенте — плюс 16%. По авторам ВКонтакте обогнал несколько лет лидировавший Instagram, по объёму контента — упрочил своё бессменное лидерство.

Возраст авторов за год практически не изменился, основная аудитория — 25–45 лет. Соцсеть стала более женской — плюс 5% в сторону женской аудитории.

Активность, то есть среднее число сообщений в месяц на одного автора, составила 17 публикаций. Это соответствует активности в ОК и уступает активности в Telegram — 68 сообщений, и в Twitter — 48 сообщений.

Вместе с Telegram ВКонтакте стал приоритетным направлением миграции русскоязычных пользователей после запрета и самоцензуры зарубежных соцсетей.

Instagram**

Instagram** снизился за год в авторах на 55%, в объёме контента — на 70%. По числу авторов соцсеть опустилась с первого на второе место, по объёму контента — со второго на третье.

Активность авторов в Instagram** снизилась на 34%. Оставшаяся аудитория, как и в случае с ВКонтакте, стала более женской.

Несмотря на блокировки, преданные площадке пользователи по-прежнему не видят для себя достойной альтернативы.

YouTube

Снижение объёма публикуемого контента на 14% оказалось в два раза меньшим, чем снижение числа активных авторов — минус 28%. Оставшиеся авторы демонстрируют бóльшую активность — она выросла на 20%.

YouTube всё так же остаётся более «мужским»: доля мужской аудитории — 61%.

Несмотря на блокировку для авторов возможностей по монетизации, YouTube продолжает быть главным видеохостингом, выполняющим для россиян роль интернет-телевизора.

Facebook**

Facebook** после блокировок сжался примерно вполовину. Число авторов снизилось на 48%, объём контента — на 56%.

Соцсеть продолжила взрослеть: доля аудитории до 45 лет снова снизилась, теперь она составляет 29%, а аудитория 45+ подросла и составляет 60% от общего числа авторов.

Facebook** остается для части пользователей местом для делового общения и обмена мнениями по общественно-политической повестке.

TikTok

TikTok демонстрирует самое сильное снижение как по авторам – минус 74%, так и по объёму контента – минус 71%. Гендерное соотношение уже третий год подряд остаётся неизменным.

Рекордное падение стало следствием самоцензуры, объявленной соцсетью из-за рисков, связанных с законом о фейках. Тиктокеры ищут себя на других платформах, таких, как VK Клипы или Telegram.

Twitter

После замедления скорости доступа к соцсети в России показатели Twitter снижаются немногим более, чем на треть. Число авторов снизилось на 33%, объём контента – на 38%. По объёму активной аудитории Twitter остается самой маленькой соцсетью в России.

Как и YouTube, Twitter в 2022 году остаётся более «мужским» с долей мужской аудитории в 61%.

Активность авторов в соцсети остаётся высокой: в среднем пользователи публикуют 48 сообщений в месяц. По этому показателю Twitter уступает только Telegram. Ему же Twitter уступил и медийную функцию, которую когда-то платформа выполняла для российских пользователей.

Telegram

Данные по Telegram представлены для русскоязычных пользователей без привязки к географии — в мессенджере нет данных по гео.

Telegram лидирует и по относительному приросту авторов — плюс 144%, и по относительному приросту контента – плюс 159%. По числу авторов Telegram уступает ВКонтакте и Instagram**. По объёму публикуемого контента — является лидером среди социальных платформ в России. При этом на платформе более 40% сообщений являются следствием бот-активности.

Telegram на своей платформе аккумулирует, в основном, новостную повестку. Тематические блогеры не так хорошо приживаются на платформе.

Пол авторов в социальных сетях в России

Половозрастная структура осталась неизменной у YouTube и TikTok. На всех остальных площадках доля женской аудитории незначительно выросла.

При этом в Одноклассниках, ВКонтакте, TikTok, Instagram** и Facebook** аудитория остаётся преимущественно женской, а в Twitter и YouTube преобладает мужская аудитория.

Тренды в развитии социальных медиа в России

Резкий рост контента в соцмедиа как реакция на общественно-политическую повестку. Число активных авторов в соцмедиа России после блокировок зарубежных соцсетей снизилось незначительно — минус 6%. При этом наблюдается резкий рост объёма создаваемого авторами контента: в октябре 2022 года он составил +36% по сравнению с октябрём 2021 года.

Лидеры роста — ВКонтакте и Telegram. Обе социальные платформы выросли как в числе авторов, так и в объёме публикуемого контента. ВКонтакте — соцсеть №1 в России по обоим показателям. Telegram демонстрирует рекордные показатели относительного прироста в русскоязычном медиаполе.

Специализация платформ сохраняется. Сохраняется «специализация» социальных платформ, а, значит, пользователям нужны все. ВКонтакте растёт как универсальная платформа для всего, Telegram аккумулирует новостную повестку, YouTube остаётся главной площадкой для видеоблогеров, Instagram’меры не готовы окончательно уйти с платформы, Facebook** сохраняет деловую и политизированную аудитории.

Развитие в направлении авторских платформ. ВКонтакте, Telegram и Одноклассники сохраняют потенциал для дальнейшего роста за счёт реализации ожиданий со стороны пользователей, блогеров и бизнеса.

Состав данных исследования

Brand Analytics собирает и индексирует все публичные сообщения социальных сетей на русском, татарском, украинском, казахском и некоторых других языках, а также данные их авторов. В рамках данного исследования были проанализированы более 2,7 млрд сообщений в соцмедиа за октябрь 2022 года.

Для выделения данных по стране по каждой соцсети учтён процент гео-определения: количество сообщений, у которых имеются данные по географии, поделены на процент сообщений с геоданными. Аналогично для авторов.

Для определения географии: взяты данные из профилей авторов, геометок сообщений, а также текстов сообщений. Геословари для всех соцсетей уникализированы и расширены всеми вариантами написания топонимов, в том числе «пользовательскими».

Для определения пола: взяты данные из профилей авторов и дополнены данными по полу, полученными с помощью лингвистического анализа имени и фамилии автора.

Для определения возраста: взяты данные из профилей авторов.

Основные термины исследования

  • Автор — пользователь, написавший хотя бы 1 публичное сообщение за месяц.
  • Сообщение — любой открытый (публичный) пост — в статусе, на стене, в группах, комментариях, истории в Instagram** и ВКонтакте от авторов с аудиторией более 10 тыс и др. Сообщения в личной переписке или в режиме «только для друзей» не учитываются.

** Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями и запрещены на территории РФ.

Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.

Обсудить проект

    Интересующий вид услуг
    Ваше имя
    Ваша компания
    Телефон
    Нажимая на кнопку "Отправить запрос", я соглашаюсь на обработку своих персональных данных
    Заказать обратный звонок