Создаём мерч с мемами и цитатами, не нарушая авторских прав: опыт российской компании
Зная законодательный базис и понимая последствия несоблюдения закона, можно вполне успешно использовать большинство полюбившихся вам цитат или мемов, предварительно вооружившись некоторыми инструментами, речь о которых пойдёт далее. Владимир Мазур, CEO одного из крупнейших в стране производств бизнес-сувениров и корпоративных товаров Portobello, рассказал, как использовать в брендинге мемы, картинки или цитаты, не нарушая при этом законов нашей страны.
Законы об авторском праве и защите интеллектуальной собственности
Так как большинство мемов созданы посредством человеческого творчества, они могут считаться результатом человеческого труда. Причём, как правило, результатом труда одного или нескольких конкретных людей. В таком случае логично, что мем может рассматриваться законом в качестве объекта авторского права.
В нашем случае нужно уделить внимание статьям 1257 ГК РФ и 1259 ГК РФ — они регулируют объекты авторского права. Образы и фотографии и их, соответственно, использование регулируется ст. Вот ссылка на нужный нам раздел гражданского кодекса на официальном интернет-портале правовой информации в РФ.
Последствия неправомерного использования интеллектуальной собственности
Конечно, необходимо также знать о последствиях, которые ждут вас, если вы всё же авторское право нарушите.
В России существуют следующие меры ответственности: во-первых, административная, то есть штраф до 40 тысяч рублей, а, во-вторых, уголовная — штраф до 200 тысяч рублей или арест на полгода. Отвечает за «преступление и наказание» в данном случае статья 146 УК РФ.
Есть некоторые особенности и хитрости использования мемов, цитат и фотографий в производстве, которые не дадут вам попасть под суд за их использование.
Так как закон является весомым государственным регулятором в жизни всего общества, шутить с ним не стоит. Вы можете, опираясь на наш опыт, взять на вооружение некоторые методы, которые всё-таки позволят вам произвести необходимый товар и соблюсти при этом закон.
Что касается использования картинок, мемов и цитат в разрезе авторского права, здесь нужно рассматривать каждую вышеуказанную категорию отдельно.
Использование мемов
Всё, что когда-либо публиковалось в интернете или по телевидению, по умолчанию имеет автора, поскольку любой материал был кем-то и когда-то создан. Однако некоторые мемы становятся настолько популярными, что начинают вовсю использоваться в коммерческой деятельности: от футболок с принтами до огромных рекламных компаний. Бывало даже, что мемы были зарегистрированы в качестве товарных знаков своими создателями. Конечно, использование подобных мемов автоматически повлечёт за собой ответственность за несоблюдение авторского права, однако таких мемов мало, так как очень немногие авторы считают нужным всерьёз регистрировать продукт своего творчества в качестве товарного знака.
Однако и здесь есть небольшие «хитрости». Мы рекомендуем создавать, что называется, «отсылку» на мем, или использовать его, но не копировать точь-в-точь. Изменённый вами мем может быть легко узнаваем, но при этом не быть похожим на ранее зарегистрированный товарный знак. В таком случае вы не вступаете в конфликт с законом.
Вот известный мем из художественного фильма «Властелин колец», обработанный нейросетью Me In Comics. Отсылка на мем будет понятна каждому, кто смотрел фильм, но при этом наша картинка не является кадром из фильма, так что в случае использования данной отсылки закон однозначно поддержит нас, а не правообладателя фильма.
Кроме того, вы всегда можете попытаться связаться с автором интересного вам материала и договориться с ним о получении разрешения на использование его интеллектуальной собственности. Рекомендуем получить письменное подтверждение, либо подтверждение через электронную почту. Важно лишь иметь возможность наглядно доказать факт получения разрешения от нужного вам правообладателя.
Использование картин, рисунков, комиксов
Картины и рисунки, наброски, графические рассказы, комиксы — тоже объекты авторского права.
Сейчас охрану прав авторов времен СССР регулирует ч. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие части четвертой ГК Российской Федерации». Если после смерти автора произведения прошло более 50 лет на момент 1 января 1993 года, такое произведение переходит в разряд общественного достояния и может быть свободно использовано. Если же со смерти автора прошло менее 50 лет на тот же момент, права автора на произведение охраняются в течение 70 лет после его смерти.
Картину может хранить музей, благотворительный фонд, личный коллекционер или её создатель, но это не означает, что владелец обладает полномочиями на использование этой работы. К примеру, художник вправе продать подлинник картины в частное собрание, но возможность создавать копии, распечатывать изображение на майках и тому подобное сохраняется за ним. Многое также зависит от законодательства государства, в котором располагается произведение искусства.
В качестве примера можно привести картину «Поцелуй», автором которой является Густав Климт. Авторские права на эту картину уже истекли, поскольку Климт скончался в 1918 году. В этом случае условие о музейном разрешении не действует, так как произведение не является частью музейного фонда России, следовательно, мы смело можем использовать изображение.
Густав Климт, «Поцелуй»
Использование фотографий
Абсолютно точно можно сказать, что использовать фото человека с его разрешения — можно. Если же вы использовали фотографии в коммерческих целях без данного согласия, то изображённый на фото человек может обратиться в суд и потребовать прекратить использование его образа. Владелец фото даже вправе потребовать штраф (материальную компенсацию).
Использование цитат
Здесь всё ещё интереснее. Как известно, «срок жизни» авторского права составляет годы жизни самого автора плюс 70 последующих после его смерти лет. Так что использование цитат давно уже умерших людей никак законом не пресекается. Однако же в случае с живыми авторами использование цитат допускается без согласия автора или иного правообладателя без выплаты вознаграждения с условием указания имени автора, а также источника заимствования.
Например, сделать футболку с принтом известной цитаты древнего философа Сенеки «Чаще пользуйся ушами, чем языком» без указания автора — не нарушение авторского права. А вот, скажем, цитаты современных или недавно умерших деятелей необходимо подписывать, указывать авторство и источник, если таковой имеется. Например: «Вот не стану есть икру, как обычно, по ведру, и на почве истощенья захвораю и помру!» (Л. А. Филатов, «Про Федота-стрельца, удалого молодца»).
Использование результатов работы нейросетей
Сегодня популярно пользоваться нейросетями, однако в России, как и в большинстве других стран, ещё не существует законов, регулирующих использование картинок и цитат, произведённых нейросетями. Поэтому вы, например, легко можете использовать сгенерированные Midjourney картинки.
Вот, например, известное изображение Илона Маска, который наблюдает за взлётом ракеты. Мы вправе не только разместить такой «переработанный» образ, но и использовать его в коммерческих целях!
Девушка-судья, сгенерированная Midjourney, показывает нам, что вы вольны использовать данное изображение при изготовлении своей продукции, и у закона нет к нам никаких претензий:
Проверяем товарный знак
Чтобы проверить, является ли мем, картинка или даже цитата зарегистрированным товарным знаком, нужно ознакомиться с Реестром зарегистрированных товарных знаков и Реестром поданных заявок Роспатента. Оба Реестра опубликованы на сайте Федерального института промышленной собственности. Кроме того, существуют некоторые другие частные и государственные интернет-ресурсы, на которых вы можете найти нужную вам информацию.
Так что если вы решили использовать в производстве своей продукции какой-нибудь мем, помните, что некоторые из них являются объектами авторских прав. Стоит проверить, зарегистрирован ли мем в качестве товарного знака. Также можно попытаться получить согласие правообладателя. Чаще всего вы свободно сможете использовать понравившийся вам мем, цитату или картинку, нужно всего лишь помнить об этих простых правилах и закон будет на вашей стороне.
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.