Еще несколько лет назад внутренние коммуникации воспринимались бизнесом как некая чисто сервисная функция, «подай-принеси-организуй корпоратив». Однако сейчас конкуренция за квалифицированные кадры становится все жестче, и компании взялись за развитие бренда работодателя.
Роль менеджеров и даже целых отделов по внутренним коммуникациям вырастает до уровня самостоятельных бизнес-единиц. В преддверии X церемонии награждения победителей премии в области внутренних коммуникаций InterComm мы поговорили с главой оргкомитета Ларисой Рудаковой о внутренних коммуникациях, взаимодействии с PR и HR, о трендах и перспективах.
– Лариса, мы знакомы с вами как с руководителем «МедиаЛайна» — компании по производству корпоративных медиа. Как вы пришли к премии InterComm?
– «МедиаЛайн» с этой темой связан неразрывно вот уже 15 лет (мы, кстати, в этом месяце отмечаем очередной юбилей). Потому что именно менеджеры по внутренним коммуникациям в компаниях как правило отвечают за корпоративные медиа для персонала. InterComm в 2009 году придумала руководитель Сообщества внутренних коммуникаторов Анна Несмеева, вдохнула в него жизнь и провела восемь награждений. Однако в прошлом году она полностью сосредоточилась на развитии своей «Школы внутренних коммуникаторов» и преподавании, а премия требовала ресурсов и времени.
Тогда встал вопрос о поиске новых операторов — и мы с большим удовольствием в сентябре 2018 года купили у Анны права на InterComm. Для нас это новый опыт, к тому же, было непросто влиться в работу за полтора месяца до торжественной церемонии награждения победителей. Не без накладок, но мы справились, проанализировали все плюсы и минусы нашего «первого блина» и готовы развивать InterComm.
В этом году мы немного пересмотрели номинации премии, добавили новую персональную — «Мастер коммуникаций», где будут оцениваться не проекты, а профессиональные достижения лучших представителей отрасли. Сделали более прозрачной и дискретной систему оценки проектов членами жюри, в том числе — раздельное голосование за проекты крупных и небольших – до 1000 человек сотрудников – компаний. Такие кейсы бывают настолько креативными, что их трудно объективно оценивать в сравнении с масштабными проектами бизнеса со всероссийским охватом.
– Расскажите, пожалуйста, об основных трендах внутренних коммуникаций как отрасли.
– За минувшие годы произошли значительные изменения в позиционировании внутри компаний. Я сама лет десять назад этих девочек, вчерашних студенток или школьных учительниц, пришедших в бизнес с пионерским энтузиазмом и выражением на лице «возьмемся за руки, друзья» иначе, как «в дом культуры тоже можно» про себя не называла. Надеюсь, коллеги простят мне мои давние заблуждения.
Теперь же прихожу на встречу с руководителем департамента внутренних коммуникаций крупного банка, а она мне: «Ну-ка, расскажите, с какими бирюзовыми компаниями вы работаете?». Или звонок от коллеги: крупная промышленная компания, строит новый завод на десятки тысяч рабочих мест, – срочно ищет руководителя службы ВК, зарплата выражается в цифре с пятью нулями.
Функционал во внутренних коммуникациях сегодня довольно широк: создание единой информационной среды и внутренних каналов коммуникаций, построение корпоративной культуры и мониторинг вовлеченности сотрудников, нематериальная мотивация, корпоративные мероприятия, менеджмент внутреннего бренда работодателя. Также специалисты по внутренним коммуникациям занимаются образовательными программами и развитием талантов, КСО и волонтерскими программами, формированием имиджа первых лиц компании во внутренней среде, работают с амбассадорами бренда и инфлюенсерами…
Если о трендах в каналах, форматах и инструментах внутренних коммуникаций, то продолжается диджитализация, классические интранеты понемногу мимикрируют в digitalworkplace. Еще недавно популярные флеш-листалки уходят в прошлое, мода на информационные и сервисные мобильные приложения «в которых все» также уходит, и им на смену приходят интересные web-решения для всех типов продуктов, e-mail-рассылки переживают второе рождение.
В тренде по-прежнему сторителлинг и геймификация контента, видеоформаты все более популярны, и это не только корпоративное ТВ и видеоконтент на панелях в офисах. Так называемое трушное видео, снятое на мобильный телефон, становится чуть ли не основным контентом внутренних социальных сетей и телеграмм-каналов.
Еще мы наблюдаем трансформацию, которая происходит с нашими заказчиками: раньше все «кидались» в диджитал и новые инструменты просто потому, что «это модно», а теперь проводится глубокая экспертиза, исследования – качественные и количественные, прежде чем запускается тот или иной новый продукт и проект. Для каждой аудитории подбираются наиболее эффективные каналы коммуникации, форматы подачи контента, определенные tone of voice общения с ними.
– Функции внутренних коммуникаторов в компаниях часто дублируют задачи пиарщиков и HR-менеджеров. Есть какой-то конфликт интересов, и как он влияет на работу специалиста?
– На эту тему у меня есть масса историй, а на InterComm мы даже собираемся обнародовать статистику на эту тему. Как правило, в компаниях менеджер или отдел по внутренним коммуникациям находится в подчинении HR-директора (чаще всего) или директора по коммуникациям (чуть реже), иногда в департаменте маркетинга и очень редко (знаю пока одну такую историю – ритейл-компания, 7 тысяч сотрудников) – напрямую подчиняются владельцу компании.
Из практики сотрудничества по корпоративным медиа: если менеджер подчиняется кадрам, газета или журнал будет согласовываться по 2-3 месяца, будет тысяча и одна правка, и тексты будут такими «зубодробительными», что дальше первого абзаца не продерешься. Вот только недавно сдавали новый интранет для одной компании с задержкой на полгода, потому что в какой-то момент в процесс согласования вмешался HR-директор.
Если внутренние коммуникации в департаменте внешних, стратегических коммуникаций, то творческого подхода к любому делу гораздо больше, но тоже есть свои ограничения. Пиарщики в погоне за внешним имиджем компании и ее руководителя «выплескивают ребенка» – не понимают важности честного разговора и максимального информирования сотрудников в периоды структурных изменений, глобальной трансформации компании, по старинке ограничивают функционал внутренних коммуникации чем-то легковесным и формальным.
Бывают и серьезные конфликты, например, когда в компании руководители HR и PR находятся в конфронтации, вот тогда борьба за те или иные функции внутренних коммуникаций разгорается нешуточная. Причина – в неумении договариваться, нежелании потратить лишнее время на обсуждение позиций, «инвестировать в отношения». Понятно же, что HR-менеджер – это всегда процессный человек, пиарщик – создатель имиджа, образов и мифов. А внутренний коммуникатор – это некий микс психологии взаимоотношений и творчества в привязке к работе.
Сегодня человек посвящает работе по 8 часов 5 дней в неделю, и большинство руководителей компаний понимает, что эффективность сотрудников напрямую связана с внутренним комфортом: дружественная рабочая атмосфера, возможность для обучения и развития, обратная связь от руководства, понимание стратегических целей и ближайших задач, прозрачные коммуникации с подразделениями и службами, уютный офис, наконец… Недаром в последнее время мы слышим словосочетание «счастье сотрудников» — оно и вправду есть, и чем его больше, тем вероятнее коммерческий успех компании. А внутренних коммуникаторов все чаще стали называть «менеджерами по счастью сотрудников». Что-то в этом есть, согласитесь.
– В один день с торжественной церемонией награждения победителей премии InterComm2019 будет проходить бизнес-конференция. Это открытое мероприятие или оно адресовано только тем, кто участвует в конкурсном отборе?
Абсолютно для всех, кто работает, сотрудничает, просто интересуется темой внутренних коммуникаций на TimePad уже открыта регистрация на конференцию «InterComm 2019. Новая архитектура внутрикорпоративных коммуникаций». Главный лид конференции — «тренд на кастомизацию». Поговорим об особенностях коммуникаций с разными типами сотрудников в период глобальной трансформации, который сейчас переживает большинство компаний. Так, популярную сегодня во всем мире тему diversity&inclusion рассмотрим шире и глубже.
10 октября в деловом пространстве Jagger Hall в Москве конференция начнется с мастер-классов экспертов отрасли, продолжится панельными дискуссиями и завершится баттлом на тему места и роли внутрикомов в бизнесе компаний. Ну а вечером – торжественная церемония награждения победителей премии InterComm2019, фуршет и чествование лучших.
Приходите, будет интересно!
Подача заявок на премию InterComm – до 16 сентября, церемония награждения — 10 октября.
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.