Стоп-фразы, которые помогут определить неадекватного заказчика
Рынок SMM и PR находится в стадии формирования. Поэтому часто встречаются ситуации, когда заказчики путают сммщиков и пиарщиков с копирайтерами, таргетологами, а иногда и с секретарями. И удивляются, что они отказываются готовить кофе. У многих специалистов часто возникает вопрос, как узнать неадекватных клиентов с первого слова?
Ксения Омельченко, SMM-координатор компании PLATFORMA, приводит пять стоп-фраз, по которым SMM-менеджер сразу узнает «сложного» заказчика.
Конкуренция на рынке PR и SMM огромна. Специалисты бьются за клиентов. Однако не все из них по-настоящему нуждаются в таких услугах. Когда мы запустили функцию продвижения для юристов, то столкнулись со следующими пятью стоп-фразами, которые служат «красной кнопкой» для PR- или SMM-специалиста.
Запомните эти маркеры, чтобы выявить клиента, с которым отношения, скорее всего, не сложатся еще на ранней стадии.
Топ-5 фраз, которые должны заставить задуматься«Я не торгую нефтью, чтобы платить деньги стольким людям. Я думаю, что вы согласитесь работать за идею и просто хотите в проект»
Опровержение. Вы не поверите, но в мире очень много интересных проектов. И таких, которые меняют мир, – предостаточно. Но перепродажа товаров с Aliexpress, новые танцевальные школы или коворкинги к ним редко относятся.
Даже если ваш проект и революционный, и инновационный в одном флаконе, есть маленький нюанс – на голом энтузиазме сложно работать и жить. Такой вариант возможен, когда это – первый опыт работы или молодой специалист пополняет свое портфолио.
Однако для продвинутого уровня важно получить еще что-то, помимо простой причастности. Тем более что работа SMM и PR – это не только про написание текстов, но и про координацию всего процесса продвижения «под ключ».
Следовательно, для разных этапов работы приходится задействовать разных специалистов – дизайнеров, копирайтеров, аналитиков, таргетологов. И даже если «работать за идею» – ваш выбор, он может не совпадать с желаниями других участников команды.
«На самом деле SMM стоит 200 долларов!»
Опровержение. Всегда найдется тот, кто сделает дешевле. Для SMM– и PR-сферы фраза «Давайте дешевле» стала похожа на «Коллеги, добрый день!».
Все забывают, что хороший специалист не может стоить дешево и ценит свое время, – это нормально. Коммуникации – голос вашего бренда. И если он звучит дешево, неграмотно или неинтересно, будут ли ему доверять? Поэтому PR- и SMM-сопровождение стоит дорого. Просто смиритесь с этим.
Хотя, конечно, тут играет роль и демпинг цен. Сейчас многие школьники, молодые «мамочки» в декрете, специалисты разных профилей прошли видеокурсы (или посмотрели ролики на YouTube) и внезапно осознали: «Так я же сммщик!». Просто «делай постики с цитатками» (и так сидишь в соцсетях постоянно), и будет тебе счастье.
Новоявленные специалисты демпингуют, а клиент думает: «Зачем платить больше?» – и считает это нормой. За этим, естественно, следует полное разочарование в SMM, ведь «все это не работает».
«SMM и PR должны продавать. Когда мы уже начнем зарабатывать и монетизировать это все?»
Опровержение. Продвижение в социальных сетях и СМИ – это об имидже, лояльности и brand awareness, а не о «прямых продажах». Задача этих каналов – сделать так, чтобы о вашем бизнесе, деле или личности узнало больше людей, которые входят в вашу целевую аудиторию.
Они помогают увеличить вашу стоимость как эксперта, но вряд ли после первой публикации или рекламного сообщения в Facebook к вам придет слава, а с ней и миллионы клиентов или инвесторов с предложением купить ваш стартап.
Социальные сети и СМИ информируют и продвигают ваш бренд или компанию в информационном поле, но не заменяют отдел продаж. Тем более, что каждый день пользователь получает около трех тысяч рекламных сообщений! Поэтому PR и SMM – игра вдолгую, когда должно пройти несколько «касаний» с аудиторией, чтобы она начала узнавать и доверять вам.
На своем опыте мы поняли, что первые полгода только выстраивается коммуникация с аудиторией, создается рынок и в обиход пользователей соцсетей вводится понятие «финансирование судебных процессов». Теперь пользователь не только может видеть наши сообщения в соцсетях, написать в «личку», но и зарегистрироваться или подать дело на финансирование спустя пару месяцев.
«Ищем SMM-менеджера, в обязанности которого будет входить продвижение компании в соцсетях, написание пресс-релизов и общение со СМИ, создание партнерских сетей, организация выступлений руководителя и мероприятий компании»
Опровержение. Конечно, здесь «не хватает» еще нескольких обязанностей. Например, приносить кофе в 14:00, сшивать документы и иметь восемь дополнительных пар рук, чтобы делать это все одновременно. Но на самом деле SMM-менеджер занимается только социальным сетями.
Он не должен быть вашим личным секретарем, организатором корпоративов или спичрайтером. Сммщик не должен продавать, и, более того, он может не уметь делать гифки или монтировать видео. Однако подобное описание вакансии или вопрос на собеседовании – обычная практика.
Возможно, это связано с тем, что рынок еще на стадии формирования. Да и единого списка требований к профессии (как и к образованию) SMM нет. Поэтому и кажется, что если человек пишет посты, значит, и пресс-релизы, и аналитические статьи ему под силу. И подготовить выступление по теме газопроводных сетей – не проблема.
Но единственное адекватное требование к сммщику – качественное ведение социальных сетей (Facebook, VK, Instagram, LinkedIn, «Одноклассники»). СМИ, кстати, пока не являются социальной сетью, если что.
SMM-менеджер может придумывать конкурсные механики, настраивать рекламу (хотя для этого есть таргетологи), разрабатывать контент-план, договариваться о сотрудничестве с блогерами. И он не обязан быть Петрушкой, который одной рукой ведет Facebook, второй – монтирует видео для Stories, левой ногой пишет пресс-релиз, а правой – продает товары и отвечает на звонки покупателей.
«Как вы видите развитие нашей компании? Напишите варианты, SMM-стратегию на полгода, контент-план… А мы, может быть, даже заплатим»
Опровержение. Беги, сммщик, беги. Подобные «предложения, от которых нельзя отказаться» – стандартная уловка для бесплатного получения компанией новых идей. Приготовьтесь потратить несколько часов своей жизни и ничего не получить взамен.
Зачастую такие «тестовые» идеи пытаются «внедрить» своими силами. А получается… как обычно. Однако, если решитесь на этот смелый шаг, то разработайте шаблонный вариант стратегии.
Автор статьи: Ксения Омельченко