Тренды современных медиа российского рынка: исследование
51% респондентов считают влияние учредителей или крупных спонсоров на редакционную политику изданий ключевым трендом современных медиа.
Глобальные медиатренды прошли проверку на актуальность в России.
Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС), «Вместе медиа» (АНО «ЦНРМ»), коммуникационное агентство PR-Consulta и исследовательская компания PR News провели опрос представителей СМИ и специалистов по коммуникациям, чтобы определить актуальность глобальных медиатрендов для российской информационной среды.
Ведущая тенденция, отмеченная респондентами, — рост влияния учредителей или крупных спонсоров на редакционную политику изданий. Более половины (51%) участников опроса оценили этот тренд как высоко актуальный. В качестве магистрального направления его выделяли и представители коммуникационных индустрий, и медийное сообщество.
К трендам второго уровня были отнесены тенденции, значимые для более трети респондентов, а именно:
- 38% отметили умышленное использование неполных данных, отказ от использования данных противоположной точки зрения, создание субъективной причинно-следственной связи;
- 37% — кликбейты и сенсационность (намеренное использование провокаций и преувеличений с целью привлечь внимание) и 36% — зависимость трафика сайтов медиа от алгоритмов и политик крупных технологических платформ.
Группу третьего уровня сформировали тренды, которые отметили менее трети респондентов.
- Так, предвзятость, то есть создание заведомо негативного отношения к лицам, позициям или мнениям, отличным от редакционной политики издания, отметили 32%;
- зависимость выбора редакционной политики от «мейнстримного» дискурса — 30%;
- недостаточную или некачественную проверку источников и фактов, которые становятся причиной дезинформации, — 27%.
Так называемые фоновые темы актуальны для небольшой части профессионалов — 25% и менее респондентов. К ним относятся чурналистика, то есть использование пресс-релизов, сообщений информационных агентств и других форм непереработанных готовых материалов для создания статей (25%), таблоидизация — поверхностное освещение событий (24%), использование ботов с целью манипулирования дискуссиями (22%), сбор и монетизация персональных данных, формирование информационных пузырей (19%), ложный баланс сторон обсуждаемого вопроса (17%), влияние дисклеймеров (маркировок) на публикациях на восприятие текста (16%) и нарушение юзабилити сайта из-за рекламы баннеров (15%).
«Особая ценность исследования заключается в возможности увидеть и, главное, сравнить, как журналисты и специалисты по коммуникации на основании своего профессионального опыта оценивают влияние нарастающих технологических, социальных и экономических факторов на текущую работу медиа. Участие в опросе представителей региональных и федеральных компаний дает рынку более объективную картину трендов, задающих правила игры и влияющих на итоговый медиапродукт, — Наталья Власова, генеральный директор АНО «ЦНРМ» (проект «Вместе медиа»).
Интересно отметить, что представители СМИ оказались более сдержаны в оценках трендов, реже ставили высокие оценки и их мнения были более дифференцированы, чем в аудитории специалистов по коммуникациям, которые выступают с более консолидированной позицией.
«Мировые тренды, рассмотренные в опросе, так или иначе актуальны для России и в этом смысле, мы несомненно находимся в глобальном контексте. Мнения представителей СМИ и специалистов по коммуникациям совпали в отношении 4 из топ-5 трендов. Это можно оценивать как позитивный результат, так как говорит о формировании единой информационной среды как для журналистского сообщества, так и для специалистов по коммуникациям», — прокомментировала Евгения Немчинова, управляющий партнер коммуникационного агентства PR-Consulta.
В ответах на открытый вопрос респондентам предлагалось обозначить тренды, которые не были включены в исследование, но которые они считают актуальными. С одной стороны, участники опроса говорили про деградацию профессии, уход журналистов в блогеры и перенос фокуса развития в Telegram, влияние рекламы на информационную политику изданий, развитие корпоративных медиа и отток кадров, проблемы региональных медиа и астротурфинг (иммитация общественного мнения). С другой, отмечали и позитивные тенденции, которые связаны с расширением технических возможностей по персонализации контента, развитием нишевых медиа, осознанным восприятием и «новой искренностью» как важными идеологемами.
«Как одна из ведущих отраслевых ассоциаций в области связей с общественностью, мы заинтересованы в выстраивании этических и прозрачных отношений со средствами массовой информации, с классическими и новыми медиа. Нам было важно увидеть российский информационный рынок в глобальном контексте, понять, насколько мировые тренды релевантны для наших реалий. Мы получили живую обратную связь от участников, а также интересные гипотезы, которые требуют более детального изучения. Опрос следующего года будет обязательно расширен новыми трендами для оценки их распространенности и актуальности для российского рынка», — сказала Лилия Глазова, президент АКОС, генеральный директор исследовательской компании PR News.
Краткая справка об исследовании.
Онлайн-опрос представителей СМИ и специалистов по коммуникациям проводился с 10 по 31 октября 2022 года. В исследовании приняли участие 310 респондентов — 51% представителей СМИ и 49% специалистов по коммуникациям. Им было предложено оценить 14 глобальных трендов на предмет их релевантности для российских реалий по 10-балльной шкале в формате закрытых вопросов, а также была предоставлена возможность назвать свои тренды в открытом вопросе. Выборка тем для оценивания была сформирована на основе кабинетного исследования международных трендов медиа по открытым русскоязычным и англоязычным источникам по таким критериям отбора, как частота упоминаний и полнота описания. Исследование не затрагивает политические аспекты текущей ситуации. Оценивается степень влияния на медиа России глобальных трендов последних нескольких лет мировых СМИ.
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.