Лишь каждый десятый опрошенный слышал о метавселенных, показало исследование ВЦИОМ. При этом 37% россиян уверены, что от них будет больше вреда, чем пользы.
Абсолютное большинство россиян — 90% — не знают, что такое метавселенные, причем осведомленных о них мужчин вдвое больше, чем женщин (15% по сравнению с 7%). Как показывают результаты исследования ВЦИОМ (есть у РБК), каждый пятый респондент слышал этот термин, но не понимает его (23%), а впервые услышали о метавселенных во время опроса 67% россиян.
Больше всего человек, которые знают об этом феномене, среди опрошенных 18–24 лет и 25–34 лет (по 17%). Среди старшего поколения — свыше 60 лет — о метавселенных знают всего 5%.
Более четверти опрошенных — 27% — заявили, что им было бы интересно побывать в метавселенной в качестве своей цифровой копии. Больше всего человек, заинтересованных в таком опыте, среди молодежи 18–24 лет, такое желание выразила половина опрошенных (56%). О том, что им подобное неинтересно, сообщили 69% опрошенных. Россияне, имеющие представление о метавселенных, чаще говорили, что им было бы интересно попасть в виртуальную среду, по сравнению с теми опрошенными, которые не понимают этот термин или впервые его слышат (39, 29 и 24% соответственно).
Более трети респондентов при этом считают, что от создания метавселенных будет больше вреда, чем пользы (37%). Чаще других такого мнения придерживаются 35–44-летние (45%), о преимущественной пользе сообщили 9%, чаще молодые люди 18–24 лет (23%). Каждый пятый опрошенный выразил мнение, что создание метавселенных принесет пользу и вред в равной мере — 19%, а 18% считают, что от этого явления не будет ни вреда, ни пользы.
Люди, уверенные во вреде создания метавселенных, среди негативных последствий этого явления называют уход от реальности (37%). Такого мнения чаще придерживаются 35–44-летние (49%), жители Москвы и Санкт-Петербурга и «активные потребители интернета» (по 46%), а также россияне с неполным и полным высшим образованием (45%). Каждый десятый человек, придерживающийся такого мнения, видит опасность цифровых вселенных в отсутствии живого общения (11%), деградации (9%), говорят и о мошенничестве (6%).
Напротив, респонденты, заявляющие о пользе метавселенных, считают, что они предоставляют больше возможностей для общения (14%), расширяют кругозор (13%), упрощают поиск информации и свидетельствуют о техническом прогрессе (по 8%).
«Перспективы создания метавселенных одновременно и манят, и пугают, — заявила РБК советник генерального директора ВЦИОМ Елена Михайлова. — Ожидаемые позитивные эффекты связаны с открывающимися в разных сферах новыми возможностями: заманчивым является создание своего цифрового аватара, активно участвующего благодаря искусственному интеллекту на совещаниях и переговорах». В то же время есть и возможные негативные эффекты — вероятность снижения интенсивности коммуникаций, атомизации, снижения социальной активности в реальных средах. По мнению Михайловой, конструирование виртуальных миров, способных изменить жизнь большинства людей, «должно осуществляться с учетом существующих гуманитарных рисков и возможных негативных эффектов, способных привести к разбалансировке социальных систем».
В публикации The Verge летом 2021 года метавселенную охарактеризовали как постоянно действующее виртуальное пространство, где люди могут взаимодействовать друг с другом и с цифровыми объектами через свои аватары с помощью технологий виртуальной реальности. Тогда компания Facebook Inc., владеющая одноименной социальной сетью и сервисами Instagram и WhatsApp, объявила о создании метавселенной. В октябре компания сообщила о смене названия на Meta Platforms.
Предполагается, что этот продукт будет использовать технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности и позволит пользователям играть в шахматы, баскетбол или другие игры с людьми, которые в этот момент будут находиться, например, в другой стране; работающим на удаленке сотрудникам «присутствовать» в офисе в виде голограммы; проводить тренировку или другие занятия в любой выбранной виртуальной обстановке и так далее. Правда, пока Metaverse находится на начальной стадии разработки. Создание продукта займет 5–10 лет, прогнозировал ранее основатель компании Марк Цукерберг. О сути феномена метавселенных рассказывал материал «РБК.Тренды».
Автор: Евгения Кузнецова
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.