Около 57% респондентов отметили потерю монополии на новости со стороны традиционных СМИ как ключевой тренд современных медиа. Более половины опрошенных (51%) назвали в качестве основного тренда усиление цензуры и, как следствие, осторожную позицию редакций и сужение тем для экспертной журналистики. Об этом свидетельствуют данные опроса Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС), «Вместе медиа» (АНО «ЦНРМ»), агентства PR-Consulta и исследовательской компании PR News.
Более 45% респондентов отнесли к значимым тенденциям современных медиа российского рынка «зарегулированность» — введение новых законов для СМИ, маркировка рекламы, расширение списка нежелательных организаций. 43% считают, что учредитель или крупные спонсоры начали влиять на редакционную политику, из-за этого некоторые «невыгодные им темы» теперь не освещаются.
Около 36% считают, что основной медиатренд — это зависимость трафика сайтов медиа от алгоритмов и политик крупных технологических платформ. А 35% говорят о снижение привлекательности журналистики как профессии для молодых специалистов.
Оценка топ-5 трендов в медиа совпала у представителей медийного сообщества и коммуникационной отрасли.
«Возможно, одним из факторов, повлиявшим на такое единодушие, стало то, что в пресс-службы стали приходить бывшие журналисты. Причем зачастую инициатива брать на работу журналистов исходит от самих пиар-служб для ускорения запуска и более фокусной реализации информационных кампаний», — говорится в отчете об итогах исследования.
Кроме того, 34% респондентов отметили в качестве основного медиатренда недостаточную или некачественную проверку источников и фактов, 33% — кликбейты и сенсационность, 27% — приоритет видеоконтента и рост количества подкастов. Около 26% заявили об умышленном применении неполных данных, отказе от использования информации с противоположной точкой зрения и создании субъективной причинно-следственной связи.
Тренд на предвзятость выделили 24% опрошенных, на повышение ценности «живых» текстов — 23%, развитие эмпатичных медиа — 23%. Около 21% считают, что использование искусственного интеллекта (ИИ) станет обычной практикой в работе журналиста и специалиста по коммуникациям.
Также 21% респондентов сообщили, что дисклеймеры (маркировки) влияют на восприятие текста и взаимодействие с редакцией. По 19% набрали такие тенденции, как появление большего количества качественных бренд-медиа, зависимость редакционной политики от «мейнстримного» дискурса и рост персонализированного контента, а активного развития модели пейволла ожидают 13% опрошенных.
«Если говорить про отличия в оценках, то журналистское сообщество более остро реагирует на все внешние факторы (изменения законов, структуры рынка и т. д.) и состояние профессии, в то время как специалисты по коммуникациям чаще обращают внимание на манипулятивный и предвзятый характер формирования дискурса, на изменение формата коммуникаций и качество контента», — говорится в сообщении.
Онлайн-опрос представителей СМИ и специалистов по коммуникациям проводился с 5 сентября по 19 октября 2023 г. В исследовании приняли участие 411 респондентов — 53% специалистов по коммуникациям и 47% представителей СМИ. Им было предложено оценить 19 трендов на предмет их актуальности по 10-балльной шкале в формате закрытых вопросов, а также была предоставлена возможность назвать свои тренды в открытом вопросе.
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.