Лидер Российского рынка медиаизменений

Учения закончились: почему штрафы Google и Meta — это шаг к суверенному Рунету

почему штрафы Google и Meta — это шаг к суверенному Рунету1

Миллиардные штрафы, назначенные американским компаниям в канун Рождества, демонстрируют, что противостояние российских властей и западных интернет-гигантов перешло на еще более жесткий уровень. Государство чувствует себя в силах завершить создание изолированной IT-экосистемы в России, считает руководитель проекта «Сетевые свободы» Дамир Гайнутдинов

Семь лет назад, в конце декабря 2014 года, Facebook по требованию Генпрокуратуры заблокировал первую группу народного схода в поддержку братьев Навальных. Однако дальше этого дело не пошло: вновь созданное аналогичное сообщество продолжило функционировать, и видимых последствий для социальной сети это не имело.

С тех пор взаимоотношения российских властей с международными IT-платформами находилось в хрупком равновесии — стороны старательно делали вид, что переговоры идут конструктивно. Действительно, и Facebook, и Twitter, и Google в целом охотно ограничивали российским пользователям доступ к информации, на которую указывал Роскомнадзор, а последний не форсировал наказания за отказ удалять антикоррупционные расследования и обсуждения протестов.

Но вечно так продолжаться не могло: на протяжении 2020 года Роскомнадзор, выступая с позиций защитника свободы слова, активно формировал образ врага в лице западных социальных сетей, и баланс был окончательно похоронен за 9 месяцев, прошедших между январским возвращением Алексея Навального в Россию и сентябрьским голосованием в Госдуму. 

К тому времени в распоряжении властей уже был способ поставить зарубежные компании перед выбором: удаление нежелательного контента или полное прекращение работы в России.

Противодействие угрозам

После эпического провала блокировки Telegram в 2018 году государство озаботилось созданием более эффективной системы контроля и, судя по всему, теперь в состоянии ограничить или существенно затруднить жителям России доступ к любому сервису. Уже в марте 2021 года на примере Twitter мы наблюдали первый публичный тест-драйв технологии замедления, осуществляемого с помощью так называемых технических средств противодействия угрозам (ТСПУ) — программно-аппаратного комплекса, позволяющего централизованно управлять интернет-трафиком.

Демонстрация явно была признана удачной, однако недостаточной. Роскомнадзор перешел к систематическим штрафам за «неисполнение российского законодательства» (отказ локализовать данные пользователей и удалить запрещенный контент): по утверждению ведомства, в 2021 году Google получил 21 штраф на общую сумму 51,5 млн рублей, а Facebook — 23 штрафа на 83 млн рублей.

До сих пор компании, по-видимому, платили деньги, не меняя при этом существенно свою российскую политику. Теперь ставки выросли: суммы назначенных штрафов — в общем около 9,21 млрд рублей с Google и Meta — лишь немногим меньше запланированных расходов на строительство инфраструктуры суверенного Рунета в 2022 году (10,8 млрд рублей).

«Оборотные» штрафы можно выписывать хоть каждый день, кроме того, есть еще не применявшаяся часть 6-я статьи 13.41 КоАП, предусматривающая за «повторное неудаление» призывов к экстремизму штраф до 20% годовой выручки.

Big Tech перед выбором

Ситуация похожа на подготовку российских властей к исполнению закона «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации», требующего от иностранных компаний открыть в России свои представительства и теснее сотрудничать с Роскомнадзором. Закон вступает в силу 1 января 2022 года, и штрафы должны сделать зарубежные платформы более сговорчивыми.

Представители крупных технологических компаний в последние месяцы обсуждали с экспертным сообществом возможные варианты поведения в условиях ужесточения требований российских властей, в том числе уход из России. Сейчас в реестре Роскомнадзора 13 компаний: кроме Google и Meta, это Apple, Twitter, TikTok, Telegram, Zoom, Likeme, Viber, Discord, Spotify, Pinterest и Twitch. Даже с точки зрения репутации российским властям важно, чтобы хотя бы некоторые из них в ближайшее время начали «конструктивно сотрудничать».

А тех, кто не согласится, можно будет какое-то время штрафовать, а после — замедлить или полностью заблокировать. И вновь Big Tech оказывается перед выбором, которого на самом деле нет. Согласившись, они будут вынуждены отступать все дальше, постоянно меняя собственные правила и политики. Причем претензии российских властей явно приобретают экстерриториальный характер, что создает правовые коллизии для компаний, когда, к примеру, требование снять вечный бан с каналов Russia Today в Германии вступает в противоречие с немецким антифейковым законодательством.

Передел рынка

Альтернатива — уход с российского рынка, о котором вряд ли пожалеет кто-то, кроме пользователей. По данным Hootsuite и We are Social, российская аудитория Facebook невелика — всего 8,9 млн человек. Но Meta — это не только Facebook, но еще и Instagram (61 млн пользователей) и WhatsApp (74,19 млн). Российский Google — это прежде всего YouTube c 99 млн пользователей. Для сравнения, гораздо более лояльные ВК, «Одноклассники» и TikTok имеют 71 млн, 46,5 млн и 36 млн пользователей соответственно.

Топовые ютуберы и инстаблогеры зарабатывают на контенте миллионы долларов, однако подавляющее большинство каналов — своего рода «малый бизнес». Блокировка самых популярных площадок в Рунете, несомненно, нанесет серьезный удар по доходам и переформатирует экономику этой сферы. Поэтому задача, которую российским властям придется решать параллельно, — развитие альтернативных площадок, готовых полностью подчиниться требованиям. На этом можно будет еще и хорошо заработать.

Консолидация «Газпромом» контроля в VK и выход из него USM Holdings свидетельствуют о том, что государство чувствует себя в силах завершить создание изолированной IT-экосистемы, после чего в несговорчивых западных сервисах не будет никакой необходимости.

Автор: Дамир Гайнутдинов

Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.

Обсудить проект

    Интересующий вид услуг
    Ваше имя
    Ваша компания
    Телефон
    Нажимая на кнопку "Отправить запрос", я соглашаюсь на обработку своих персональных данных
    Заказать обратный звонок