Лидер Российского рынка медиаизменений

В интернетах всякого напокупали: российский e-com уверенно вырос в 2024 году

В интернетах всякого напокупали: российский e-com уверенно вырос в 2024 году

В 2024 году россияне потратили на онлайн-покупки на 25% больше, чем годом ранее, подсчитали в сервисе «Т-Касса». В товарных категориях лидером роста стали спорттовары, а аутсайдером — электроника. В секторе услуг первое место у чаевых, а последнее у туров.

Эксперты прогнозируют дальнейший рост индустрии при условии стабильной экономической ситуации. Одновременно на 10% выросло число покупок, а средний чек — на 13%, до 1,51 тыс. рублей. С ростом e-com рынка согласны в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и агентстве Data Insight. При этом оценки объема российской электронной коммерции отраслевой ассоциации и аналитиков в разы отличаются от данных Федеральной налоговой службы.

Абсолютных цифр объема онлайн-продаж в «Т-кассе» не сообщают. Но согласно прогнозу Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и аналитики агентства Data Insight российский у-e-com-рынок за прошлый год прибавил 40%. В АКИТ его объем предварительно оценили в 9 трлн рублей, а в Data Insight — в 11 трлн рублей. При этом, согласно информации, размещенной на платформе поставки данных ФНС России, выручка электронной коммерции в России в 2024 году выросла на 45% — до 19,9 трлн рублей.

Почти две трети онлайн-покупок, согласно данным «Т-Кассы», совершаются на маркетплейсах. В сервисе также отметили, что за прошедший год на маркетплейсах россияне совершили на 20% больше покупок чем годом ранее. Данные финтех-компании в целом совпадают с данными ФНС, согласно которым пик доли маркетплейсов (65% от всех онлайн-покупок) пришелся на декабрь 2024 года, а минимум — на сентябрь (55%).

В интернетах всякого напокупали: российский e-com уверенно вырос в 2024 году

Согласно данным «Т-Кассы», самый большой рост онлайн-продаж в 2024 году среди товарных категорий показали спортивные товары, которые прибавили 47% год к году. Количество транзакций (покупок с пробитием чека) и средний чек в сегменте также выросли на 22% и 21% соответственно. На втором и третьем местах месте по росту объема интернет-продаж оказались ювелирные изделия и цветы (+38% и 28%).

По данным аналитического ресурса «Чек Индекс», принадлежащего самому крупному в России оператору фискальных данных компании «Платформа ОФД», в 2024 году медианная цена покупки в сегменте «Спортивные товары» составила 5210 рублей, что на 12% выше уровня прошлого года, а число покупок выросло на 6% год к году. В данных «Чек Индекса» суммируются все продажи, как онлайн, так и офлайн.

Абсолютным аутсайдером среди товарных категорий стал сегмент «Электроника и техника», где количество транзакций снизилось на 49%, а объем продаж на 35%. Средний чек в категории вырос на 28%.

Драматическое падение объема продаж электроники и рост чека вызван тем, что большинство товаров этого сегмента — импортные, и на их цену напрямую влияют курс рубля и рост транспортных расходов. Согласно исследованию Института развития предпринимательства и экономики (ИРПЭ) «Импортозамещение и маркетплейсы: российское или зарубежное?», лишь 9% электроники на маркетплейсах произведены в России, а 85% товаров импортные. Интересно, что у 6% товаров этой категории страна производства не указана.

В сфере услуг, по данным «Т-Кассы», лидером роста по объему трат стали безналичные чаевые. В 2024 году россияне безналично отблагодарили официантов, таксистов и курьеров на сумму на 67% больше, чем годом ранее. При этом также выросло и количество «чайных» транзакций (+16% год к году) и их средняя сумма (+44%).

Почём «чай»

Относительно новая услуга — безналичные чаевые пользуется повышенным вниманием у любопытных до новинок россиян. По данным принадлежащего Альфа-банку сервису «Нетмонет», в 2024 году посетители кафе, ресторанов и баров оставляли электронные чаевые более 30 миллионов раз — это на 50% больше, чем годом ранее. Самая крупная единоразовая сумма «чая» за год была заплачена в Санкт-Петербурге и составила 128 000 рублей. Средняя сумма чаевых к 1 декабря 2024 года составила 434 рубля в Москве, 336 рублей в Санкт-Петербурге и 321 рубль в остальных регионах России.

Монетизация сервисов безналичных чаевых происходит за счет комиссии, которая составляет 5–7% от суммы транзакции. При этом компании, владеющие такими сервисами, ищут новые способы заработать на чаевых. Так, на прошедшей в начале октября конференции «Статус 2024», которую организовали группа «Игроник» и Издательский Дом «Коммерсант», директор по маркетингу, дизайну и привлечению клиентов Альфа-банка Алексей Гиязов сообщил, что банк собирается превратить «Нетмонет» в рекламный инструмент.

«Каждый месяц более двух миллионов уникальных пользователей оставляют в ресторанах чаевые через эту платформу. Это крутая аудитория — они не только ходят в рестораны и демонстрируют растущий чек, они щедрые. Сейчас мы разрабатываем инструментарий, чтобы интегрировать туда рекламу» — предупредил Алексей Гиязов. Пока информации о возможности размещения рекламы в приложении «Нетмонет» нет.

По статистике «Т-Кассы», хуже всего дела в сегменте услуг обстоят в категории «Туры». В прошлом году объем онлайн-продаж туров в денежном выражении упал на 41%, количество транзакций сократилось на 35%, а средний чек уменьшился на 9%.

«Чек Индекс» приводит прямо противоположные данные. Согласно статистике сервиса, в период с 1 января по 20 декабря 2024 года медианная цена покупки (стоимость чека) в сегменте «Гостиницы, отели, дома отдыха» составила 8658 рублей, что на 29% выше показателей прошлого года. Число покупок (транзакций) также выросло на 43% год к году.

Мнения экспертов

В своем комментарии «Коммерсанту» партнер Data Insight Федор Вирин отметил, что хотя в начале прошлого года количество онлайн-заказов выросло на 55–60% по сравнению с предыдущим годом, к октябрю этот показатель снизился до 30%. По предварительной оценке эксперта, общее количество заказов в 2024 году увеличилось на 41%, достигнув отметки 7,3 миллиарда. Федор Вирин прогнозирует, что в этом году российский e-cоm-рынок вырастет на 20–25% по числу заказов. Условием дальнейшего развития он назвал сохранения текущего уровня инфляции и отсутствия серьезных макроэкономических изменений.

Основной вклад в развитие онлайн-торговли в этом году внесут регионы, где продавцы начали активно использовать возможности интернет-инфраструктуры, включая маркетплейсы, считает президент АКИТ Артем Соколов. Он отмечает, что темпы роста оборота электронной коммерции в регионах достигают 60–80%, в то время как в среднем по стране они составляют около 40%. Эксперт также указывает, что 76% всех онлайн-покупок совершается в регионах, а оставшаяся часть приходится на Москву и Санкт-Петербург.

Авторы: Артемий Шохор

Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram , чтобы первыми узнать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.

Обсудить проект

    Интересующий вид услуг
    Ваше имя
    Ваша компания
    Телефон
    Нажимая на кнопку "Отправить запрос", я соглашаюсь на обработку своих персональных данных
    Заказать обратный звонок