Лидер Российского рынка медиаизмерений

В «Сколково» предложили разрешить пользователям отключать таргетированную рекламу

В «Сколково» предложили разрешить пользователям отключать таргетированную рекламу

Центр компетенций «Сколково» предложил дать возможность пользователям отключать персонализированную рекламу и отдельно помечать нативную. «Яндекс», Mail.Ru Group и Ассоциация больших данных считают эти нововведения избыточными.

Пользователь интернета должен иметь возможность отключать персонализированную (таргетированную) рекламу. Такое предложение выдвинул Центр компетенций «Сколково» на одном из круглых столов по регулированию экосистем в АНО «Цифровая экономика». 

В обсуждении также принимали участие представители «Ростелекома», «Мегафона», «Яндекса», Mail.ru Group, ФРИИ, Ассоциации больших данных (АБД) и технологическая платформа для кредитования корпоративных клиентов Finfactory. Документ с предложениями участников, датированный 12 августа 2021 года, есть в распоряжении Forbes, его подлинность подтвердили два участника совещания.

Предложения компаний должны войти в дорожную карту по регулированию цифровых платформ и экосистем, которую подготовит АНО «Цифровая экономика» совместно с Минэкономразвития в октябре 2021 года, а после ее представят Минцифре и правительству, следует из плана круглых столов АНО «Цифровая экономика» (есть у Forbes).

Согласно доводам Центра компетенций «Сколково», в федеральном законе «О рекламе» не прописано, что такое «очевидность рекламы», однако пользователь должен понимать, что перед ним рекламное сообщение. Кроме того, в законе нет понятия «нативная реклама» — Центр компетенций предлагает ввести такое понятие, чтобы пользователи знали о ней, указано в документе. 

Источник, знакомый с деталями обсуждения, рассказал, что речь идет о возможности отключения персонализированной рекламы для конкретного пользователя на интернет-площадках. По его словам, ИТ-компании считают, что от персонализированной рекламы есть только польза: «вместо белого рекламного шума, пользователи видят то, что им действительно нужно». Но часть пользователей считают, что платформы не умеют угадывать их желания, считает собеседник Forbes. «К тому же, им не нравится, что платформы за ними «подглядывают»: по их мнению, информация, которую собирают площадки, теоретически может быть использована не только для рекламы, и многих это пугает», — отметил он.

Таргетированная реклама — это способ продвижения рекламы, в то время как нативная реклама — лишь форма рекламы, объясняет президент ассоциации «Интернет и бизнес» (АИБ) Алексей Беляев. «Пользователь дает сайту знать, что ему интересно, и получает таргетированную рекламу. При этом часть публикаций на интернет-ресурсах, например в Facebook, является нативной рекламой, которая может быть старгетирована на пользователя — этим занимаются SMM-специалисты», — добавляет Беляев.

Участники рекламного рынка негативно отреагировали на предложения «Сколково». «Яндекс» указал в документе, что в нынешнем законе хватает определения «рекламы». Кроме того, если ввести понятие «нативная реклама», то рекламной будет считаться даже та информация, которая таковой не является (например, различные рекомендации), считают в компании. Такое дополнение не соответствует сложившемуся на рынке подходу к определению рекламы, указывает «Яндекс». Если подход изменить, то это «существенно повлияет» на всех участников рекламного рынка, но не даст потребителям никакой дополнительной защиты, полагают в «Яндексе». 

Проблема правового регулирования нативной рекламы неочевидна, поэтому прежде, чем вводить понятие «нативная реклама», нужно тщательно проанализировать необходимость этого, указала Mail.ru Group. АБД посчитала предложение «Сколково» излишним: ассоциация считает, что достаточно нынешнего федерального закона «О рекламе». 

Если в законе введут понятие «нативной рекламы» и начнут помечать нативные статьи как рекламные публикации, то нативная реклама перестанет быть таковой и станет просто рекламой, считает Беляев. 

Представитель Mail.ru Group воздержался от комментариев. Представители «Яндекса» и «Сколково» не ответили на запрос Forbes. 

Как отрасль предлагает регулировать ИТ-рынок 

Кроме предложения «Сколково» о регулировании рекламного рынка, в документе есть ряд других инициатив:

  • «Ростелеком» предложил разработать меры, которые помогли бы усилить безопасность передачи персональных данных пользователей экосистем, например защитить от хакерских атак. Для работы любой экосистемы необходимо использование персональных данных, отметил представитель «Ростелекома». По его словам, нужно установить, какие данные защищает каждый разработчик сервисов для экосистемы.
  • В «Сколково» предложили компенсировать экосистемам часть затрат при выполнении «приоритетных инвестиционных проектов», а также субсидировать процентные ставки по кредитам владельцам сайтов, если они выполняют совместные с государством проекты. 
  • «Мегафон» предложил усовершенствовать регулирование авторских и смежных прав, потому что это поможет законодательно простимулировать развитие экосистем и цифровых технологий, считает оператор. Под экосистемами подразумевается совокупность взаимосвязанных сервисов для клиентов, включая сервисы из игровых, музыкальных и аудиовизуальных индустрий, для которых важны авторские права, объяснил источник Forbes в рабочей группе. Кроме того, оператор предлагает создать комплекс налоговых льгот, льгот по страховым взносам и мер налогового стимулирования в сфере развития цифровых сервисов и экосистем. Размер налоговых льгот в документе не уточняется. Представитель «Мегафона» не ответил на запрос Forbes. 
  • Представитель Finfactory указал в документе, что экосистемы должны иметь возможность отказать пользователю в удалении его персональных данных, если у человека или юридического лица есть непогашенный кредит в банке этой экосистемы.

Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.

Обсудить проект

    Интересующий вид услуг
    Ваше имя
    Ваша компания
    Телефон
    Нажимая на кнопку "Отправить запрос", я соглашаюсь на обработку своих персональных данных
    Заказать обратный звонок