Лидер Российского рынка медиаизмерений

Власти усомнилось в эффективности измерителя рунета

Минэкономики усомнилось в эффективности измерителя рунета

Разработанная Роскомнадзором методика подсчета аудитории интернет-сервисов, которую будет использовать единый измеритель рунета, может оказаться неэффективной, полагают в Минэкономики. Она, по оценке министерства, не содержит алгоритма действий и математического аппарата, позволяющих определить аудиторию сайтов. Эксперты уточняют, что ни одна из текущих систем подсчета посетителей сайтов не может обеспечить реальную точность: до 30% аудитории составляют боты.

“Ъ” ознакомился с заключением Минэкономики на проект приказа Роскомнадзора о методике подсчета аудитории интернет-сервисов единым измерителем. Ведомство опубликовало методику в августе для общественного обсуждения на regulation.gov.ru, 1 октября Минэкономики дало свой отзыв.

Закон о едином измерителе принят в июне. Роскомнадзор должен выбрать организацию, которая будет измерять аудиторию в интернете. Данные измерителю обязаны передавать СМИ, аудиовизуальные сервисы, новостные агрегаторы, телеканалы в интернете и другие сайты. Минцифры 15 июля представило проект постановления правительства о составе и объеме сведений. Среди них информация об идентификаторе пользователя и его оборудовании, любом посещении ресурса с указанием времени и региона, сведения о просматриваемом контенте.

Из документа Роскомнадзора следует, что единый измеритель будет оценивать аудиторию старше 12 лет с помощью «социологических методов, а также методов математической статистики, анализа данных и математического моделирования».

Но такой подход не позволяет верифицировать и контролировать проведенные исследования, поскольку на одном и том же материале могут быть получены разные результаты, пишет Минэкономики. Непонятно также, каким образом единый измеритель должен отсекать аудиторию младше 12 лет, поскольку у него нет данных о возрасте респондентов, говорится в отзыве.

В целом в министерстве считают, что документ Роскомнадзора не соответствует заявленным целям, поскольку не содержит методологии, алгоритма действий и математического аппарата, позволяющих определить объемы аудитории сайтов.

В Роскомнадзоре не ответили на запрос “Ъ”.

Сами интернет-сервисы утверждают, что не могут верифицировать данные об аудитории. Закон требует передать информацию о факте смотрения контента, но не обязывает площадку проверять, кто именно его смотрел, отмечает гендиректор Megogo Россия Виктор Чеканов. «Есть сомнения, насколько достоверно измеритель сможет считать количество пользователей и просмотров»,— добавил он. В «Яндексе», Okko, ivi, Mediascope отказались от комментариев. В VK (ранее — Mail.ru Group) не ответили на запрос.

Единой методики подсчета аудитории в рунете не существует, все измерения относительны, подчеркивает гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян. Сейчас, по его словам, измерения опираются на несколько источников данных, например аудиторную панель и счетчики на сайте, и такие подсчеты «не очень точны».

По мнению эксперта, отсечь детей при подсчете пользователей можно математическими методами, если иметь социологические данные о том, сколько из них используют интернет в исследуемой аудитории.

«Это сложные модели, и стоить такие исследования будут дороже»,— отмечает он.

Обеспечить точность измерений аудитории интернет-сервисов невозможно — в любом случае погрешность будет в тысячи пользователей, соглашается основатель LiveInternet Герман Клименко. Сейчас, по его оценке, до 30% аудитории любого ресурса — это боты. Рекламодатели, отмечает эксперт, предпочитают использовать существующие системы измерения аудитории, например «Яндекс.Метрику» или Google Analytics, которые уже обогащены информацией о предпочтениях пользователя.

Авторы: Анастасия Гаврилюк, Валерия Лебедева

Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.

Обсудить проект

    Интересующий вид услуг
    Ваше имя
    Ваша компания
    Телефон
    Нажимая на кнопку "Отправить запрос", я соглашаюсь на обработку своих персональных данных
    Заказать обратный звонок