Восемь советов о том, как и где проходить стажировку начинающим пиарщикам
Можно часами ехать из точки «А» в точку «Б» без навигатора и потратить время зря, в можно начать карьеру правильно, пользуясь проверенными маршрутами.
В Телеграм-канале, который ведёт руководитель компании HR4PR Ольга Дементьева, есть специальная рубрика PR4PR, где опытные профессионалы дают советы начинающим пиарщикам.
Мы выбрали самые ценные рекомендации стажёрам от лучших практиков в области коммуникаций и агентства, где с радостью примут талантливых студентов.
«Многие PR-агентства готовы предложить стажировку с последующим трудоустройством для талантливых студентов.
В основном их интересуют учащиеся последних курсов и выпускники, — говорит Ольга Дементьева. — Есть ограничение по количеству стажёров, придётся чем-то отличаться. В целом, не ошибусь, если скажу что можно при желании попасть почти в любое хорошее PR-агентство, если проявить настойчивость, изобретательность и блеснуть знанием иностранных языков. Выбираете, без преувеличения, не просто правильное место для начала карьеры, а практически семью».
1. Начинайте работать как можно раньше
Ксения Рейжевская, директор дирекции по связям с общественностью МИА «Россия сегодня»:
— C получением диплома учеба только начинается. Важно уметь работать со всеми типами информации: видео, графика, звук, текст и фото. Мультимедийность давно не тренд, а необходимое условие минимального жизненного цикла информации. Профессионализм приходит с работой в полях, в том числе в виртуальных. Осваивайте соцсети.
Юлия Панкратова, ведущая программы «Истории дня» на телеканале «РБК-ТВ»:
— Работать сразу с первого курса, быть в курсе основных событий в политике, экономике, культуры и закончить факультет всё-таки.
2. Постарайтесь на старте выбрать правильную компанию и задержаться там, не делая частых переходов
Ирина Питерсон, PR Директор Nordea bank:
— За свою карьеру в PR, а это уже 17 лет, я сменила всего три места работы. При этом в обоих случаях я не искала новую работу — меня на неё звали коллеги. Поэтому главный принцип успеха я бы сформулировала так: найди такое дело, которое заставляет твои глаза гореть, чтобы ни одного дня тебе не было скучно, и всегда была возможность для развития, и найди свою команду — людей, которые будут ценить в тебе личность и профессионала, и ты сможешь расти вместе с ней.
Ольга Дашевская, генеральный директор агентства PR Inc:
— Главное — запастись терпением на первые три года карьеры и провести их у одного тщательно выбранного работодателя. По истечении этих лет специалист будет стоить гораздо больше, чем его однокурсники, которые успеют в первые годы работы сменить три компании. Когда мы берём на работу специалистов без опыта, то смотрим в первую очередь не на знания, а на личные качества. А это серьёзность, надёжность, быстрые мозги, вкус, устойчивая психика и самостоятельность
3. Не бойтесь делать что-то первый раз!
Елизавета Серьгина, заместитель редактора газеты «Ведомости»:
— Когда я первый раз попала в деловую газету, одна подружка сказала мне: «Там больше ничего не надо делать, главное — ты не переставай звонить за комментариями». В тот день меня, как стажёра, попросили собрать пару комментариев для заметки. Один из спикеров был недоступен, поэтому я подошла к редактору и сказала: «Дайте мне весь список аналитиков по этой теме, буду всех обзванивать». Это очень впечатлило редактора, она сказала, что я была первой, кто не застеснялся и тупо не переставал звонить.
При этом, мне было жутко страшно. Я ведь вообще не общалась до этого по деловой тематике ни с кем и смутно представляла, что мне отвечают на мои умные вопросы. Спасло только то, что я всё записывала, так что мой главный совет — не переставайте звонить.
4. Готовьтесь быть трудолюбивым, терпеливым и глубоким
Мария Заикина, PR-директор проекта «Совесть»:
— Коммуникации — это 24/7. Это тонны рутины, придётся тратить часы на прозвоны, на поиск контактов, и на переписывание текстов, и на документооборот (его, конечно же, возложат на молодую звезду поначалу). Совсем недавно общалась с молодыми товарищами, которые хотят работать в коммуникациях, и налицо тренд: они «цепляются» за что-нибудь модненькое и хотят срочно делать именно это. Для них это fun, но релевантность задачам бизнеса отходит на тридцать третий план, что неправильно.
5. Начинайте стажироваться в крупном агентстве
Иван Клинг, PR-Director, Russia and CIS Schneider Electric:
— Когда меня студенты просят дать карьерный совет, всегда советую начинать карьеру в агентстве. Несмотря на то, что это переработки и стресс за минимальную зарплату, по полученному опыту один год в агентстве равен трём годам в компании. К тому же специалистам без опыта работы в агентствах сложно управлять подрядчиками в PR. Плюс, молодые сотрудники PR-агентств больше на виду у лидеров отрасли и рекрутеров, чем начинающие сотрудники и стажёры в корпорациях.
Ирина Питерсон, PR-директор Nordea Bank:
— Советую начинать карьеру с агентства, так как там можно получить концентрированный опыт по разным направлениям пиара и решить, чем нравится заниматься: прессой, SMM или аналитикой, например.
6. Учите матчасть и английский!
Александр Борейко, Head of Moscow office Finsbury:
— Нужно знать английский fluently (если кто-то ещё сомневается), осваивать диджитал (я не знаю, как там сейчас на журфаке с математическими дисциплинами, но для анализа больших данных надо понимать), следить за трендами, классиков (Маклюэна) читать и вообще толстые книжки, хотя бы для тренировки концентрации и классику для формирования языка. За новостями следить, хотя бы мониторинг с утра прочитывать, ну и какую-нибудь полезную специальность про запас, так как не уверен, что стране нужно столько пиарщиков.
7. Будьте лаконичными и найдите свой стиль.
Надежда Грошева, автор и ведущая Business FM:
— Мы живём в мире информационного перенасыщения. Лаконичность и ёмкость — ваши козыри в борьбе за читателя/слушателя/зрителя;
Научитесь ёмко формулировать свои мысли. В статье, пресс-релизе или электронном письме должна быть одна главная мысль. Всё остальное — аргументы и доказательства. В современной журналистике «свой стиль» — это не красивые речевые обороты, а интересный поворот сюжета и особый подход к своей аудитории. Развивайте это в себе.
8. Стремитесь больше узнать и не стесняйтесь спрашивать
Игнат Павлов, руководитель проектов, связи с общественностью EN+:
— Много знаний не бывает — не существует компании, для полного понимания работы которой достаточно прочитать энное количество книг/статей/исследований. Но чем больше у вас будет информации, тем больше будет идей для позиционирования и положительного цитирования.
Станьте «своим журналистом» — внимательно следите за тем, что и когда спрашивают журналисты о вашей компании (даже если в первые месяцы вы не будете принимать активного участия в подготовке ответов). Понимание логики запросов, позволит подготовиться к их появлению (по крайней мере, к некоторым из них), выстроить профессиональный диалог с коллегами, которые обладают нужной вам информацией о компании.
Критикуйте свои идеи — проводите беспристрастные, даже излишне жесткие стресс-тесты своих будущих предложений перед тем, как выносить их на обсуждение коллег. Это позволит подготовиться к потенциальной критике внутри коллектива, но, что самое главное, выявит слабые места в идее до её появления в общественном поле (а там критики, в том числе и нездоровой, хватает).
Стажироваться можно в следующих крупных агентствах:
- PR-агентство Comunica. Клиенты: Intouch, Bosh, Вымпелком, Huawei, Nestle. Работает на рынке с 1998 года и предоставляет широкий спектр PR-услуг: взаимодействие со СМИ, маркетинговый/продуктовый PR, корпоративные коммуникации, организация специальных событий. С 2004 года агентство является стратегическим партнёром одной из ведущих международных PR-сетей Golin. Сегодня в штате агентства работают более 70 сотрудников.
- PR Inc. Клиенты: AVON, BAT, JTI, J&J, проект «Активный Гражданин». Работает на рынке консалтинга с 2003 года. PR Inc. предоставляет широкий спектр услуг по разработке и реализации стратегий и программ в области связей с общественностью.
- SPN Communications. Про стажировки есть информация на сайте агентства. Стажёров берут на разные направления: PR, Event, Digital, Аналитика, Развитие бизнеса, Креатив и Дизайн.
- Михайлов и Партнёры. Здесь всегда рады студентам.
- SNMG. В агентстве 220 штатных сотрудников, общая проектная команда — более 350 человек.
- Nectarin. Это команда молодых и крайне амбициозных профессионалов с десятилетним опытом работы и портфолио для более чем 100 клиентов, в числе которых Siemens, LG, Henkel, Детский Мир, LandRover и др.
- АГТ. Коммуникационное агентство работает с 1996 года и имеет опыт в самых разных сферах — от путешествий до фармацевтики.
- RTA. Рекламное агентство предоставляет своим клиентам весь спектр диджитал- услуг. Стажировка длится три месяца. По её результатам успешным стажёрам предлагается оформление в штат. Можно совмещать с учёбой.
- IMARS Group. Студия графического дизайна, PR-агентство и рекламное агентство. Клиенты: X5Retail, Росатом, MediaMarkt. В мае 2016 года коммуникационная группа iMARS открыла школу стажёров. Стажировка для студентов старших курсов длится 1-1,5 месяца и включает в себя работу над реальными проектами. Выпускники с хорошим английским могут рассчитывать на постоянную работу!