Все ли ассоциации одинаково полезны?
Центр мониторинга и анализа «Смимонитор» провел исследование о том, как выглядят в медиа-пространстве сегодня PR-ассоциации. Mediabitch.ru провел опрос пиарщиков на тему: зачем нам так много ассоциаций, чем они полезны, и какой должна быть идеальная ассоциация?
В России сейчас работает семь ассоциаций, которые позиционируют себя как объединение специалистов в области связей с общественностью:
Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР)
Объединяет директоров по коммуникациям и корпоративным медиа крупных компаний. Позиционирует себя как единая площадка для обмена опытом, также целью ставит защиту корпоративных интересов своих членов и развитие цивилизованного лоббизма.
Ассоциация компаний консультантов в области связей с общественностью (АКОС)
Объединяет крупнейшие коммуникационные агентства на российском рынке. АКОС — российское подразделение Международной ассоциации консультантов в области связей с общественностью (ICCO). Цели: развитие прозрачной и эффективной индустрии PR-услуг в России, установление этических стандартов, развитие PR-образования, представление общественных интересов членов ассоциации.
Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР)
В нее входят как представители PR, так и рекламисты, маркетологи и другие специалисты, так или иначе соприкасающиеся с отраслью медиа. Целями заявляются создание цивилизованных условий на рынке, защита интересов членов в органах власти, разработка профессиональных стандартов и этических требований, а также анализ рынка.
Российская академия общественных связей (РАОС)
Заявляет о себе как об объединении практиков PR с целью продвижения и создания репутации профессии в обществе, формирования профессиональных стандартов и поддержки образовательных проектов.
Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО)
Своей миссией она называет консолидацию усилий отдельных операторов PR-рынка для решения вопросов общеотраслевого значения. Имеет отделения и представительства в ряде регионов России, что делает ее более доступной для региональных пиарщиков.
Представительство международной ассоциации бизнес-коммуникаторов (IABC-Russia)
IABC (International Association of Business Communicators) – международное объединение специалистов, работающих в области стратегического управления и бизнес-коммуникаций. Международная ассоциация существует с 1970 года, и объединяет профессионалов в 80 странах. Российское отделение начало свою работу с 2001 года.
и даже Ассоциация преподавателей по связям с общественностью (АПСО)
Целью организация ставит объединение усилий преподавателей в подготовке конкурентоспособных специалистов по связям с общественностью.
Это еще если не брать близкие по духу ассоциации брендинговых и маркетинговых агентств. Некоторые крупные агентства, вроде КРОС, одновременно являются членами трех ассоциаций. Попробуем разобраться, зачем такое многообразие.
Сапожник без сапог?
Начнем с публичной деятельности. Специально для Mediabitch.ru центр мониторинга и анализа «Смимонитор» провел исследование, как часто деятельность ассоциаций упоминается в медиа.
Лидерами стали АКАР, РАСО и АКОС – 8,1 , 5,3 и 4,3 тысяч упоминаний за этот год в федеральных и крупных региональных изданиях соответственно. АКМР «вспоминали» 2,5 тысячи раз. А вот деятельность АПСО, РАОС и IABC-Russia широкого освещения не получила.
Правда, большинство упоминаний ассоциаций носит лишь символический характер и сводится к перечислению в списке партнеров мероприятий, либо к указанию членства в ассоциации у отдельных спикеров в их экспертных оценках тех или иных событий.
Из публикаций, которые имеют отношение к деятельности самих ассоциаций, можно выделить различные рейтинги компаний, а также оценки объемов рекламного и коммуникационного рынка, проводимые АКАР.
Представленность в социальных сетях в целом совпадает с активностью в традиционных медиа-каналах. На страницы РАСО, АКАР и АКМР подписаны несколько тысяч человек, а страницы остальных ассоциаций «раскручены» меньше.
Чтобы оценить, насколько деятельность ассоциаций заметна в кулуарной среде, а также понять, как это все сосуществует, мы опросили нескольких игроков рынка.
Инна Алексеева, генеральный директор агентства PR Partner:
— Любые профессиональные сообщества помогают развивать отрасль и поддерживать агентства на рынке. Во-первых, вступление в них — показатель открытости агентства, заинтересованности в развитии, обмене информацией, во-вторых — гарантия надежности для потенциальных клиентов.
Мы входим в АКОС, который является российским подразделением глобальной ассоциации ICCO. Каждый месяц участвуем в заседаниях АКОС, где обсуждаются различные актуальные вопросы и интересные проекты, например, тендерная политика, международные связи и пр. Конечно, ассоциация активно занимается поддержкой участников — организует открытые и закрытые мероприятия, предлагает участие в конференциях и профессиональных конкурсах, проводит исследования рынка.
В этом году мы вступили в Ассоциацию директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР), чтобы общаться не только с коллегами из агентств, но и с пиарщиками компаний и корпораций, лучше понимать потребности своих потенциальных клиентов. К тому же АКМР является учредителем профессиональных конкурсов и регулярно проводит собственные отраслевые конференции и форумы.
Для нас идеальная профессиональная российская ассоциация — эта та, которая не формально подходит к проблемам на рынке, а действительно помогает своим участникам. К примеру, АКОС привозил зарубежных экспертов для обсуждения развития рынка и повышения прибыльности услуг, а также лоббирует интересы российских агентств за рубежом.
Александр Филимонов, партнер Artisan Group Public Relations:
— Существующие в настоящее время ассоциации PR-специалистов сформировались стихийно, и в настоящее время большая их часть является скорее сборной солянкой, где присутствует все – от маркетинга до проведения мероприятий. Понятно, что связи с общественностью – индустрия смежная, так что и маркетинг, и консалтинг, и организация мероприятий тоже некоторым образом могут называться связями с общественностью.
Сугубо же PR-ассоциация в стране только одна – это АКОС, Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью, где кроме PR-агентств никого нет. Это некий условно закрытый клуб первых, в крайнем случае – вторых лиц агентств, которые в сумме составляют если не 90, то уж не менее 70% рынка.
Теоретически членство в ассоциациях должно отражаться на имидже компании сугубо положительно. На практике, к сожалению, членство в ассоциациях клиентов не сильно впечатляет, главным образом – потому что они не понимают, какие преимущества членство в этих ассоциациях дает. Клиенты – люди крайне практичные, у них есть определенный пул задач и определенный пул требований к агентству, остальное для них – не более чем гарнир.
Мне трудно себе представить идеальную ассоциацию. Конечно, было бы хорошо, если бы существующая в России ассоциация выступала третейским судьей в спорах с клиентами, или же была неким банком знаний или кейсов. Попытки это сделать были, однако пока «воз и ныне там» — приведение уже существующего банка знаний в какой-то эксплуатируемый вид требует колоссальных затрат со стороны именно глав PR-агентств, причем фактически всех.
Я же с трудом нахожу время даже для участия в опросах, которые проводят руководители рабочих групп, то же можно сказать и о других членах ассоциации. Поэтому для того, чтобы ассоциация стала как-то более практичной с точки зрения рынка, для ее членов – в первую очередь, глав PR-агентств – нужна серьезная мотивация. А мотивация может быть только в виде новых клиентов и новых возможностей. Получается замкнутый круг.
Яна Пестова, директор пресс-центра Тихоокеанского государственного университета — ТОГУ, руководитель Дальневосточной школы PR:
— Профессиональная ассоциация будет максимально полезна, когда у ее члена будет конкретный запрос. Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ) стал членом Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) год назад.
Вступали сознательно. Была потребность в апгрейде знаний от федеральных спикеров (причем не только для студентов, но и для практиков), в расширении круга деловых контактов, формировании имиджа профессионального сообщества Дальнего Востока на уровне России. Последнее особенно важно для практикующих PR-специалистов Хабаровска, которые планируют участвовать в национальных премиях.
В итоге, всего за год мы совместно с РАСО провели в Хабаровске «Дни PR на Дальнем Востоке» (при участии Китайской международной ассоциации по связям с общественностью — CIPRA), серию лекториев и телемостов c Москвой, Владивостоком, Симферополем; участвовали в опросах и исследованиях рынка. Всё это позволило выстроить региональный клуб PR-специалистов.
Теперь в Хабаровске функционирует Дальневосточная школа PR. Её резидентами стали пресс-секретари и PR-специалисты дальневосточных филиалов, таких как Сбербанк, Почта России, Балтика, Газпром; градообразующих предприятий – Горводоканал, Дальневосточная генерирующая компания, Хабаровские электрические сети, Хабаровский аэропорт.
Чат практиков постоянно бурлит новостями рынка, люди обмениваются контактами, дают друг другу профессиональные советы.
Альберт Мартиросян, CEO Ex libris:
Количество профессиональных ассоциаций — это вопрос не пользы этих объединений, а зрелости рынка. Нельзя однозначно сказать, что 7 ассоциаций (не считая международных, включающих российские компании) это слишком много: у каждой из них свой «порог вхождения». Безусловно, присутствует и специфика – где-то больше digital-агентств и маркетинговых организаций, где-то принимают лишь классических коммуникаторов. Как правило, компании с опытом состоят сразу в двух или трёх ассоциациях, таким образом, подтверждая и демонстрируя свои компетенции сразу в нескольких отраслях коммуникаций.
Агентство Ex Libris состоит в двух отечественных ассоциациях (РАСО и АКОС) и в двух международных (AMEC, PRSA), при этом специализируется на медиааналитике и оценке эффективности PR и коммуникаций.
Членство в международных ассоциациях – это возможность перенимать зарубежный опыт из первых рук, как западных, так и бурно развивающихся азиатских компаний, будь то PR или медиааналитика. Конечно же, важную роль этот фактор играет и в процессе привлечения клиентов и партнеров из-за границы: там влияние известных ассоциаций на развитие индустрии и рынок более выраженное, а компании, состоящие в таких объединениях, как правило, не вызывают у клиентов сомнений в надежности.
Членство в отечественных ассоциациях не менее важно. Оно позволяет влиять на окружающий рынок здесь и сейчас, более тонко чувствовать его конъюнктуру. Конечно, при условии активного участия в деятельности ассоциации, а не формального членства. Тут же кроется и ответ на вопрос «чем же занимаются все эти ассоциации, так, казалось бы, похожие друг на друга?».
Пройдя аттестацию и получив членство в какой-нибудьассоциации, агентство оказывается в одном ряду с равными компаниями, имеющими схожие цели, проблемы, трудности. Часть вопросов не обсуждается из соображений конкуренции, однако появляется возможность обсудить и даже попытаться решить проблемы, общие для всех участников, для всей индустрии. Если на западе ассоциации могут себе позволить, к примеру, на равных бодаться с Еврокомиссией по вопросам авторских прав в интернете, то в России профессиональные объединения только начинают раскрывать свой потенциал, который, безусловно, огромен. Наверное, отечественным ассоциациям не хватает желания работать вместе над действительно большими вещами, способными изменить рынок отечественных коммуникаций к лучшему. Однако это лишь вопрос времени и постепенного развития индустрии.
Главная задача «идеальной» профессиональной ассоциации – превращать совокупность агентств и компаний в отрасль с понятными едиными стандартами и языком. Членство компании в такой ассоциации должно быть маркером исключительного опыта и надежности. Именно после этого клиенты начинают понимать, как отличить «плохое» агентство от «хорошего», а членство для агентств становится ценным, серьезным достижением.
Автор статьи: Ольга Филиппенко