Юристы разъяснили, как будет работать закон о регистрации блогеров
Роскомнадзор начнет с 1 ноября 2024 года вести реестр блогеров, имеющих более 10 тысяч подписчиков. Странички тех, кто не зарегистрируется, будут заблокированы. Юристы объясняют: новые правила пока не распространяются на блоги в запрещенных в нашей стране соцсетях, однако в перспективе это может измениться.
Юристы советуют блогерам уже сейчас проверить свои странички на предмет соответствия законодательству. Адвокат Анна Молчанова и юрист практики защиты интеллектуальной собственности K&P.Group Рената Карикова подробно разъяснили “РГ”, что ждать от нового закона.
Что изменилось, когда вступают в силу изменения?
Анна Молчанова: «Федеральный закон вступил в силу с момента его официального опубликования, но отдельные положения, касающиеся, например, обязанности предоставить сведения в Роскомнадзор наступает с 1 ноября 2024 года. Запреты на рекламу, репосты и финансирование начнут действовать с 1 января 2025 года».
Где и как зарегистрироваться, как это сделать технически?
Анна Молчанова: «Состав сведений и порядок их предоставления будет установлен Правительством Российской Федерации позднее».
В течение какого срока блогер должен зарегистрироваться после того, как он наберёт 10 тысяч подписчиков?
Рената Карикова: «В федеральном законе данный вопрос не уточняется. Но за блогером с аудиторией более 10 тысяч пользователей закреплена обязанность предоставить сведения о своем канале. Также в законе содержится упоминание о том, что в течение суток после получения требования федерального органа исполнительной власти орган по контролю и надзору будет ограничивать доступ к каналу блогера. Поэтому предполагаем, что блогеру необходимо самому следить за увеличением числа подписчиков и своевременно уведомлять регистрирующий орган».
На блоги в каких соцсетях распространяется нормы, на какие нет?
Анна Молчанова: «На данный момент нормы распространяются на блоги в 15 социальных сетях, которые включены в Реестр социальных сетей Роскомнадзора. Это такие социальные сети как “ВКонтакте”, “Одноклассники”, Twitter, TikTok, Likee, YouTube, Telegram, LiveJournal, “Пикабу”, Pinterest, “Дзен”, RuTube, Twitch, Discord и Yappy. На такие платформы как Instagram и Facebook, принадлежащие организации Meta, признанной экстремистской в РФ, нормы не распространяются».
Рената Карикова: «Но специалисты K&P.Group считают, что правительство не будет обходить такие крупные площадки стороной и также наложит на них запрет позднее (аналогичная ситуация была в рамках введения норм о маркировке рекламы).
Напомню, Instagram и Facebook в марте 2022 года были признаны экстремистскими, поэтому в список РКН не попали. Но есть вероятность, что правительство РФ вернется с уточнениями по этим площадкам. Так было сделано и с маркировкой рекламы, которую обязали делать всех блогеров с сентября 2021 года. Через полгода появилось официальное разъяснение о том, что законодатель не собирается обходить экстремистские площадки, и маркировка рекламы на этих платформах также обязательна».
Что грозит тому, кто не зарегистрируется?
Анна Молчанова: «Если указанное требование не будет исполнено, Роскомнадзор в течение суток направит владельцу соответствующей социальной сети требование об ограничении доступа к странице блогера».
Надо ли регистрироваться, если аудитория выросла разово, например, из-за публикации громкой новости? Пришла и ушла. В течение скольких суток должна быть высокая посещаемость, чтобы возникла обязанность регистрации? А если просмотры упадут, можно ли прекратить регистрацию?
Рената Карикова: «Обязанность регистрации зависит не от количества просмотров, а от объема аудитории, предполагается, что это число подписчиков. Поэтому после достижения объема аудитории более 10 тысяч человек у блогера возникает обязанность регистрации в РКН».
Есть ли исключение для блогов определенных тематик или надо ли регистрировать абсолютно все блоги? Допустим, у вас кулинарный блог, и много подписчиков, надо ли регистрироваться?
Анна Молчанова: «На данный момент существует правовая неопределенность, связанная с тем, что в Федеральном законе употребляется единый термин “персональная страница”. Предполагается, что пример с кулинарным блогом, который ведет конкретное лицо попадает под указанный закон».
Приравниваются ли зарегистрированные блогеры теперь к журналистам? Появляется ли у них официальный статус? Какие появляются права? Какие обязанности?
Рената Карикова: «Блогеры будут вносится в единый реестр, который будет вести Роскомнадзор».
Права блогеров:
- Возможность официального репоста с его блога;
- Возможность размещения рекламы в блоге.
Обязательства блогеров:
- Блогер с более 10 тысячами подписчиков не из реестра РКН не может размещать рекламу и просить пожертвования (донаты);
- Соцсети обязаны блокировать канал или страницу, если блогер не встает на учет в РКН;
- Любой пользователь не может репостить информацию каналов и блогеров, не зарегистрированных в реестре РКН;
- Владельцев соцсетей, аудитория которых превышает 500 тысяч посетителей в сутки, обязали предоставлять сведения о пользователях по запросу РКН или ФСБ.
Анна Молчанова: «Дополню, что несмотря на принятие закона, планируется внесение поправок и разъяснение процедуры регистрации для блогеров».
Как советуете вести блоги, о чем можно писать, о чем нельзя, какие есть подводные камни?
Анна Молчанова: «На данный момент рекомендуем всем блогерам проверить свои блоги на предмет соответствия российскому законодательству о маркировке рекламы и упоминании иноагентов».
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram , чтобы первыми узнать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.