Зарплата и спрос на рынке труда в PR, маркетинге и рекламе
Специалисты маркетинговых коммуникаций стабильно входят в десятку самых востребованных в Москве и Санкт-Петербурге, по данным HeadHunter. В последний год значительно вырос спрос на digital-специалистов
В Москве 9% всех вакансий приходится на специалистов в области маркетинга, рекламы и PR, говорится в исследовании рекрутингового портала hh.ru. Кроме привычных позиций, в 2019 г. появилось много новых специальностей в области digital-маркетинга. Исследование основано на данных 268 тыс. вакансий в разных городах России.
Средние предлагаемые заработные платы
- Среднее финансовое предложение в вакансиях для специалистов из сферы маркетинга, рекламы, PR чуть выше уровня средних зарплат в целом по рынку труда. Причем рост зарплатных показателей для маркетинга наметился лишь в 2019 г. Этот тренд характерен для Санкт-Петербурга и регионов.
- Хотя по России в целом тенденция к росту начала проявляться еще с середины 2018 г.: в июле работникам уровня «специалист» (с опытом работы до 3 лет) компании в среднем готовы были предложить 44,8 тыс. руб., работникам из профобласти маркетинга и PR — 45,6 тыс. руб. В конце 2019 г. минувшего года разрыв увеличился: показатели достигли 46,7 тыс. руб. и 49,3 тыс. руб. соответственно.
- На самый высокий уровень зарплат могут рассчитывать директора по маркетингу и PR — средний уровень предложения по Москве по итогам прошедшего года составил 135 тыс. руб. Петербуржцам предлагают меньше — 100 тыс. руб. в среднем. В регионах эта цифра еще ниже — 60 тыс. руб.
- Далее в зарплатном рейтинге следуют медиабайеры со средним доходом в 100 тыс. руб. Замыкают тройку лидеров по уровню заработных плат руководители интернет-проектов — размер их финансового вознаграждения в столице в среднем достигает 100 тыс. руб. и 40 тыс. руб. в регионах.
- Высокая зарплатная планка у SEO-маркетологов и digital-маркетологов (от 60 до 80 тыс. руб. в зависимости от региона), а также у интернет-маркетологов (от 40 до 80 тыс. руб.). Примерно равны заработные платы в предложениях о работе для email-маркетологов (70 тыс. руб. в Москве, 57 тыс. руб. в Санкт-Петербурге и 40 тыс. руб. в регионах), таргетологов и SMM-менеджеров. Оплата труда зависит от уровня позиции специалиста, списка выполняемых задач, отрасли компании и региона. Меньший заработок указан в вакансиях для контент-менеджеров — в среднем 40–50 тыс. руб. в столице и Санкт-Петербурге, а также 28 тыс. руб. по России в целом.
Какие специальности пользуются высоким спросом у работодателей
- В большей степени у российских работодателей востребованы менеджеры по работе с клиентами (23% от всех специализаций в рекламе в 2019 г.), специалисты в области PR и коммуникаций (22%), интернет-маркетологи (18%), менеджеры по продвижению и ивент-менеджеры (17%), мерчендайзеры (13%) и руководители департаментов маркетинга (11%), проектные менеджеры (10%). В топе по спросу также аналитики и дизайнеры (по 9%).
- Вырос спрос на специалистов в области digital-маркетинга. Так, за три года востребованность SMM-менеджеров и медиабайеров выросла в 3,5 раза, причем число вакансий для представителей этих профессий стабильно увеличивалось от квартала к кварталу. При этом с 2017 г. резко начало расти количество предложений о работе для таргетологов. Например, во втором квартале 2017 г. прирост составил 417%, через год — во втором квартале 2018 г. — уже 1900%. В прошлом году число вакансий выросло к прошлому году на 3508%. За три года количество запросов на таргетологов увеличилось в 45 раз.
- Плавно растет активность работодателей в привлечении контент-менеджеров и digital-маркетологов — по сравнению с периодом с января по март 2016 г. число вакансий увеличилось в 2,5 раза.
- В спросе на email-маркетологов наблюдается сезонность: востребованность специалистов этого профиля увеличивается к концу года. Подобная динамика наблюдалась с 2016 по 2017 г. В 2019 г. интерес к email-маркетологам на рынке труда вырос: по сравнению с первым кварталом 2016 г. число таких вакансий поднялось на 206%.
Уровень конкуренции
- Учитывая высокий уровень заработных плат в сфере digital-маркетинга, конкуренция в этой профессиональной области увеличивается вместе с ростом спроса на специалистов. Нормой на рынке труда считается показатель, при котором на одно предложение о работе приходится 5–6 активных резюме.
- Сложнее всего приходится соискателям на место директора по маркетингу и PR — в конкурсе на одну вакансию участвует 10 резюме. Для интернет-маркетологов и SMM-менеджеров занять позицию не проще — на одно предложение откликается восемь человек. На должность контент-менеджера реагирует в среднем 7 претендентов.
- С дефицитом кадров могут столкнуться работодатели при поиске SEO-маркетологов (3 резюме на одну вакансию), медиабайеров и email-маркетологов (4 претендента).
- Если принять во внимание еще и высокий уровень требований к соискателям из сферы digital-маркетинга, на поиск специалиста нужного уровня могут уйти месяцы.
Как изменился рынок труда в маркетинге с 2013 года
- Несмотря на кризис, в 2015 г. количество вакансий в 2015 г. и в начале 2016 г. темпы прироста предложений для маркетологов превысили общие показатели по рынку труда.
- Во второй половине 2016 г. и на протяжении всего 2017 г., когда многие отрасли активно восстанавливались после непростого для нашей экономики времени, прирост к первому кварталу 2013 г. и в маркетинге, и по рынку труда в целом, был равномерным.
- Начиная с 2018 г. темпы роста вакансий для представителей разных профобластей значительно опередили те, что отмечались в маркетинге, рекламе, PR. По сравнению с периодом с января по март 2013 г. число предложений о работе в России в период с октября по декабрь 2019 года на hh.ru выросло на 166%, прирост в сфере маркетинга составил 119%.
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.