Фатима Газанова, руководитель отдела по связям с общественностью РОКВУЛ о том, какие стереотипы ещё остались в обществе и как это влияет на развитие отрасли PR.
Бизнес и политика давно перестали быть прерогативой мужчин, причем в России это случилось более ста лет назад — намного раньше, чем в большинстве стран Запада. Однако и сегодня мы все еще сталкиваемся с многочисленными гендерными стереотипами, ставящими под сомнение эффективность женщин, как менеджеров. Показательно, что такая ситуация складывается во всех сферах деятельности, включая маркетинг и PR — отрасли, которые у нас принято считать преимущественно «женскими» (согласно результатам исследований Deloitte 73 % женщин-СЕО в России имеют управленческий опыт в маркетинге и 82 % — в продажах). Что это за стереотипы? Давайте разбираться.
Сомнения в способности женщин к руководству и управлению
Этот стереотип — один из самых старых. Когда-то в его основе лежали патриархальные и религиозные предрассудки, но потом была подведена и «научная» база. Происходило это примерно в одно время с развитием примитивных расовых теорий, позднее признанных антинаучными. В частности, считалось, что мужчины умнее и способнее к управленческой деятельности за счет большего объема мозга. Позже якобы имеющую место разницу в умственных способностях пытались объяснить гормональными различиями. Однако современные исследования доказывают, что объем мозга связан исключительно с размерами тела и никак не определяет уровень интеллекта или предрасположенность к различным видам деятельности. Гормональный фон тоже ни при чем.
А вот гендерная социализация, напротив, играет большую роль. Говоря простым языком, если в каких-то культурах одному из полов отводится второстепенная роль, то его представители начинают снижать самооценку, что подавляет стремление к интеллектуальной деятельности, причем это одинаково справедливо как для мужчин, так и для женщин. К сожалению, такие последствия гендерной дискриминации мы наблюдаем по сей день: несмотря на то, что сейчас в России женщин на руководящих постах всего на 5 % меньше, чем мужчин, их зарплаты ниже в среднем на 33 %. Здесь есть прямая корреляция с зарплатными ожиданиями, которые у женщин во всех сферах деятельности на 42 % ниже, чем у мужчин.
Кстати, в нашей профессии разрыв не такой большой: зарплатные ожидания женщин-руководителей в российских маркетинге и PR ниже мужских всего на 15 %. Это говорит о том, что в сфере коммуникаций женщины чувствуют себя более уверенно и в целом успешнее.
Карьера и бизнес — прерогатива мужчин
А вот здесь налицо проекция гендерных ролей в традиционной патриархальной семье на плоскость профессиональной деятельности. Фактически это еще один аспект гендерной социализации: считается, что женщины больше ориентированы на создание семьи, рождение и воспитание детей и поэтому не так заинтересованы в карьерных достижениях. А значит и инвестировать в их профессиональное обучение и продвижение по службе не имеет смысла.
Однако от культуры домостроя в современном обществе уже мало что осталось, как бы этого ни хотелось отдельным его представителям. Гендерная трансформация, наиболее активная фаза которой началась в первой половине XX века, продолжается и углубляется. Массовый выход женщин на рынок труда и введение всеобщего избирательного права изменили роли мужчин и женщин не только в семье, но и в обществе. Например, сегодня считается нормальной практикой, когда декретный отпуск берет муж, если зарплата жены выше: это довольно очевидное решение, ведь так семья получит больше денег и возможностей.
Пол влияет на стиль и результаты руководства
А вот это справедливо, но только счет здесь не в пользу «мужского» стиля. Обычно, когда говорят о «женском» руководстве, подразумевают, что женщины «мягче», поэтому им по плечу не любая управленческая задача и сложно руководить большими или преимущественно мужскими коллективами. Однако социологические исследования показывают, что «природные» качества женщин позволяют им легче строить коммуникации, основанные на социальной аффилиации и эмоциональной связи. Это помогает наладить контакт с подчиненными, эффективно контролировать их работу и направлять их деятельность в нужное русло.
Что же касается мужчин, то свойственный им агрессивный, ориентированный на достижение цели тип поведения затрудняет взаимодействие с партнерами по бизнесу, коллегами и подчиненными. Поэтому для улучшения своих коммуникативных навыков мужчинам гораздо чаще приходится проходить специальное обучение, посещать тренинги и семинары, где они учатся тому, что женщинам дается естественным образом. Не случайно именно в сфере связей с общественностью и маркетинговых коммуникаций женщины-руководители чувствуют себя так уверенно и достигают значительных успехов.
Благодаря своим преимуществам, «женский» стиль коммуникации находит все более широкое применение в управленческих практиках. В частности, в последние годы в литературе по менеджменту все чаще встречается описание нового стиля управления — «New leadership style» или «New Model of communication». Яркие примеры его успешного использования мы видим не только в бизнесе, но также в политике и дипломатии, где благодаря рассудительности, находчивости и готовности к разумному компромиссу современные женщины также добиваются значительных успехов.
Еще одно предубеждение обусловлено стереотипным разделением сфер деятельности на «мужские» и «женские». К, последним, согласно результатам исследования кадровой компании UTEAM, помимо уже упомянутых маркетинга и рекламы обычно относят розничную торговлю, гостиничный и ресторанный бизнес, а также здравоохранение. Однако российская практика последних лет показывает, что женщины не менее успешно справляются и с управлением в традиционно «мужских» сферах деятельности, таких как строительство, производство и добывающая промышленность.
Бизнес не терпит стереотипов: успеха добивается тот, кто ставит во главу угла эффективность, а не приверженность традициям ушедших эпох. В конце концов, мы не соревнуемся за место под солнцем, а делаем общее дело. Понимание этого постепенно приходит в российскую деловую среду: согласно исследованиям UTEAM, в 2023 году оффер получили в полтора раза больше женщин, претендовавших на управленческие должности, чем годом ранее: 34 % против 23 %. Так не пора ли совсем отказаться от предрассудков?
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram , чтобы первыми узнать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.