Девять из десяти пользователей интернета видят рекламу именно тех товаров или услуг, которыми они интересовались ранее. Смущает ли россиян, что для показа таких «догоняющих» объявлений отслеживаются их интересы, личная информация и история браузера, считают ли они эту рекламу удобной и пытаются ли скрыть ее — в новом исследовании «Анкетолога».
Подавляющее большинство опрошенных нами интернет-пользователей (91%) признались, что встречали рекламные объявления, соответствующие их более ранним запросам, интересам и действиям в Сети. Также 58% утверждают, что видели в интернете рекламу товаров и услуг сразу после того, как говорили о них по телефону или упоминали в мессенджерах, а 78% — что видели рекламу, которая повторяла их недавние запросы и покупки в офлайн-магазинах.
Любопытно, что сразу 83% пользователей из городов-миллионеров уверены в том, что товары или услуги, которыми они интересовались офлайн, «догоняют» их в виде рекламы в интернете, тогда как среди жителей малых городов с населением до 20 тыс. человек таких оказалось существенно меньше — 71%.
Большой брат надоел
Далее мы попросили респондентов оценить по 5-балльной шкале их отношение к «догоняющей» рекламе. Полезность такой рекламы они оценили в среднем на 2,5 балла, удобство — на 2,3 балла. К самому факту использования их данных для подбора релевантной рекламы пользователи относятся резко негативно (2 балла в среднем) и не видят плюсов в том, что такая реклама подстраивается под их интересы и предпочтения.
Также добавим, что персонализированные рекламные объявления, обращающиеся к пользователю по имени (например, в ленте соцсетей), приятно видеть лишь 4% опрошенных нами пользователей. Еще 14% относятся к ней с безразличием, почти половине опрошенных (48%) такая реклама неприятна, потому что вызывает ощущение использования их личных данных, а 34% признались, что им в принципе неприятна любая реклама.
Также 61% интернет-пользователей сказали, что их раздражает именно «догоняющая» реклама, основанная на их интересах, а совершенно спокойно относятся к ней лишь 3% интернет-пользователей в России. При этом подавляющее большинство опрошенных, которых раздражает «догоняющая» реклама (79%), наиболее неприятными ее элементами назвали сложность в закрытии рекламного объявления и внезапное появления рекламного окна.
Молодежь против рекламы
Как минимум время от времени переходят по ссылкам в «догоняющей» или персонализированной рекламе 25% пользователей, 42% делают это крайне редко, а 33% — не делают никогда.
Любопытно, что интерес к рекламе, основанной на индивидуальных предпочтениях и истории браузера, увеличивается с возрастом. Так, среди интернет-пользователей до 30 лет жмут на такую рекламу 20%, среди людей от 31 до 45 лет — 25%, 46–55 лет — 28%, старше 55 лет — 33%. Среди тех же, кто переходит по подобной рекламе, хотя бы время от времени покупали что-то 15%, покупали крайне редко — 29%, а никогда не покупали — 56%.
В целом же 92% опрошенных отметили увеличение количества рекламы в интернете в последнее время.
Выборка исследования
С 12 по 15 июля с помощью онлайн-панели было опрошено 1600 человек старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%.