В последние пару недель закрытая социальная сеть Clubhouse стала новым феноменом интернета. Люди охотятся за инвайтами в надежде попасть в одну виртуальную комнату с Илоном Маском и другими звездами, а венчурные инвесторы уже сделали стартап «единорогом» — но будущее Clubhouse после хайпа вызывает вопросы. В колонке для Forbes их задает партнер венчурного фонда Genesis Investments и управляющий партнер FunCubator Виктор Захарченко
Clubhouse — это аудиосоцсеть, где пользователи подписываются друг на друга и дискутируют в тематических комнатах. Можно оставаться пассивным участником дискуссии, а можно стать одним из спикеров — организовав свою комнату либо попросив право голоса в чужой. Стать пользователем соцсети можно только по приглашению другого пользователя, причем некоторые даже выставляют инвайты на продажу. Платформа стала стремительно набирать популярность в конце 2020 — начале 2021 года. В январе она привлекла $100 млн инвестиций и получила оценку в $1 млрд.
В последние дни я стал активным пользователем Clubhouse: у меня появились любимые комнаты, куда я захожу каждый вечер, а особые эмоции приносят моменты, когда в уютный разговор врывается какая-то знаковая фигура. На фоне тотальной эйфории вокруг Clubhouse я как венчурный инвестор хотел бы сфокусироваться на вопросах, которые пока остаются без внимания. От того, какими будут ответы на них, зависит судьба Clubhouse: повторит ли он успех Twitter или же социальную сеть скоро забудут — как, например, стартап Magic Leap, который за год прошел путь от громкого старта до провала.
Вопрос 1: что с монетизацией
Один способ монетизации команда Clubhouse уже хорошо освоила — привлечение инвестиций. Если же говорить серьезно, то именно для внедрения инструментов монетизации и понадобился последний инвестиционный раунд от крупных фондов. Пока о платных опциях сказано вскользь — в том числе в январском анонсе раунда в блоге компании. Поиски источника заработка — это нормально, но есть немалый риск, что экономика испортит атмосферу проекта, которой восторгаются пользователи и которая выглядит как главная ценность платформы.
Илон Маск и Канье Уэст — в числе звездных пользователей Clubhouse / KANYE WEST / TWITTER
Вопрос 2: если вы не платите — вас продают?
В мире уже есть компания, которая возвела это правило в абсолют, — Facebook. Символично, что ее сотрудники уже делают свой клон Clubhouse — и в данном случае как раз понятна бизнес-модель (хотя совсем не очевидно, как интегрировать рекламные инструменты в аудиопоток). Корень проблемы в том, что в Clubhouse есть огромный массив условно свободных данных, которые мгновенно растворяются в вечности. Администрация сервиса регулярно банит пользователей, которые пытаются вести запись разговоров. Звучит как идеальный онлайн, в котором никто не собирает ваши данные и не хранит записи. Но не окажется ли такая свобода камнем преткновения для любых рекламных моделей? И вы же понимаете, что даете сервису доступ к своей телефонной книге? Чем это отличается от кейса Getcontact? (Приложение Getcontact стало вирусным в конце 2018 года: из-за функции, которая позволяла посмотреть, как записан мобильный номер пользователя в чужих списках контактов, скриншоты приложения массово распространяли в соцсетях, а сервис за счет этого собрал массу личных данных пользователей. — Forbes.)
Вопрос 3: открытые дискуссии — ящик Пандоры?
Первые скандалы уже случились: кто-то кого-то домогался, кто-то с кем-то жестко переругивался. Никаких ограничений для такого поведения, кроме кнопки «пожаловаться». Создатели Clubhouse обещают, что часть денег, полученных во время последнего раунда, пойдет на улучшение модерации. Как это делать, не прослушивая (не записывая) каждую комнату, не очень понятно. Показателен опыт Китая, где Clubhouse быстро забанили: нечего обсуждать уйгуров и Винни Пуха.
Вопрос 4: чем ответить интерактивным подкастам
Команда Clubhouse двумя руками держится за идею дискуссий, которые никак не сохраняются, которые нельзя записать или транслировать. Иногда, правда, на это можно закрыть глаза — например, когда к тебе приходит Илон Маск и лимита комнаты на 5000 слушателей не хватает. А если с ним придет еще и Канье Уэст?
На фоне таких исчезающих дискуссий слышны претензии пользователей: зачем формировать FOMO (синдром упущенной выгоды — навязчивая боязнь пропустить интересное событие или хорошую возможность, провоцируемая в том числе и просмотром социальных сетей. — Forbes)? И здесь многое будет зависеть от того, насколько быстро среагируют платформы с подкастами. Ведь Clubhouse часто называют интерактивным подкастом без возможности записи. Ау, Spotify, твой ход! Именно от топового музыкального стриминга, который обозначил свой фокус на все форматы аудио, зависит расклад в этой войне. Шансы подкастов выглядят весомее, за ними уже история и привычка, которая осталась. Тогда как у Clubhouse есть только текущий хайп.
Быстрее других сориентировался известный инвестор и и предприниматель Марк Кьюбан. Он уже пообещал в 2021 году запустить сервис живых дискуссий Fireside с заложенными инструментами монетизации. Как тебе такое, Илон Маск F ?
Вопрос 5: получится ли конкурировать с Twitter
Еще в конце прошлого года Twitter запустил сервис Spaces, который очень похож на Clubhouse даже по интерфейсу. Пока об успехе этого эксперимента не слышно. Но все же у Twitter есть наследие в виде понятного сервиса коротких текстовых сообщений, и именно Джек Дорси F с командой — главный конкурент Clubhouse в борьбе за технологическую элиту.
IT-предприниматели и инвесторы — главный актив Clubhouse, из-за них собираются полные комнаты слушателей, несмело поднимающих руку в надежде задать вопрос. В моменте кажется, что эту битву Twitter проигрывает. Но в случае затяжной войны упомянутое наследие начинает работать в плюс. Не все в мире могут похвастаться славой Маска, который соберет свою аудиторию на любой платформе. Для венчурных инвесторов последние десять лет именно Twitter — основная платформа коммуникации. Так что сражение может сильно затянуться.
Вопрос 6: что будет, когда уйдут звезды
Анонсируя новый раунд инвестиций, в Clubhouse заявили, что часть денег потратят на выплаты креаторам. Пока сервис летит на чистом энтузиазме: людям интересно дискутировать, не оглядываясь на деньги. Но что будет потом? «Клубный дом» сделал контентом такую тонкую субстанцию, как диалог. Непонятно, можно ли это монетизировать, заинтересуют ли звезд донаты от слушателей.
Я поймал себя на мысли, что где-то уже видел похожий старт сервиса: массовый интерес медиа, очередь инвесторов, звезды среди участников… Точно, Quora — сервис ответов, где очень авторитетные эксперты приходили отвечать на, казалось бы, обывательские вопросы. Сейчас, на мой взгляд, Quora окончательно сдулась. У этого есть масса причин, и одна из них — звездам наскучило там сидеть. Теперь сервис больше похож на поисковый doorway (инструмент черного SEO, сайт, созданный для перенаправления пользователей на другой интернет-ресурс. — Forbes), где компании стремятся вставить в популярные вопросы ответы про свой собственный сервис. Последние осмысленные комментарии датируются 2014–2015 годами. Уже сейчас поиск в Clubhouse может закинуть вас в комнату на двух-трех человек с весьма примитивным диалогом. Очень похоже на подглядывание за неинтересной перепиской каких-то посторонних людей — только это еще и приходится слушать. Хорошо, что пока еще есть куда оттуда уйти.
Станет ли Clubhouse играть в открытость или сделает упор на закрытые комнаты и превратится в каталог междусобойчиков? Если второе, тогда чем это будет отличаться от дружеского звонка в Zoom?
Вопрос 7: что делать, когда закончатся интересные темы
Жду, что Clubhouse наткнется на проклятие мобильных приложений. У пользователя не так много слотов времени, чтобы использовать все больше приложений. Поэтому он останавливается на пяти-шести, а еще пара десятков просто висят на экране телефона без своих пятнадцати минут славы. На волне хайпа пользователи проводят в комнатах аномально много времени, но мысль о том, что надо бы еще и поработать, будет все больше размывать фокус. Участники будут скатываться в слушателей.
Пока нет предпосылок к тому, что Clubhouse станет новым радио. Потому что человеческая речь — не лучший фоновый звук, она требует хоть какой-то концентрации. Переключаться между станциями, которые подсовывает система, — не самый удобный вид поиска, а голос — не самый удобный пользовательский интерфейс. Сервису еще предстоит научиться правильно перераспределять потоки пользовательского внимания, сохраняя при этом так называемую ликвидность, когда каждому достается его толика славы.
Текущий интерфейс выбора интересов
Вопрос 8: что будет, когда мы устанем
Я уверен, что люди устанут постоянно участвовать в дискуссиях. Даже формат пассивного слушателя — весьма энергозатратный процесс. Настанет момент, когда нам будет уже не до поиска новых комнат — даже старые начнут напрягать, если там будут говорить одни и те же об одном и том же. Я не верю, что можно постоянно генерировать новые темы — уже сейчас идут повторы (хотя о бане и даче, кажется, можно говорить вечно).
Чем Clubhouse удержит свою аудиторию, когда первая влюбленность пройдет? Удержание комьюнити — это не только технологическая задача. Есть ли шанс у соцсети превратиться в commodity (товар)? И тут возникает главный вопрос…
Вопрос 9: есть ли у Clubhouse долгосрочная ценность
Пандемия закончится, и мир вернется в привычное русло — немного другим, но опирающимся на старые постулаты, где живое общение будет ценностью. Мы станем ходить на встречи и конференции, а дружеские вечеринки переместятся во вполне осязаемые «клубные дома». Пусть и без Илона Маска, который к тому моменту улетит на Марс, где не такие высокие налоги. Кажется, именно на ценности общения Clubhouse сейчас собирает все сливки нашего аномального настоящего. Сможет ли он что-то предложить в мире нормальном или проиграет — привычным подкастам, которые станут интерактивными, зуму, который есть у друзей с Android… Да даже неприметному соседнему бару, где можно выпить пива с другом и похлопать его по плечу, не думая о том, кто записывает ваш разговор.
Автор: Виктор Захарченко
Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.