Лидер Российского рынка медиаизмерений

Жизнь после PR: арт-помещица, гуру похудения и бьюти-бизнесмен

Жизнь после PR арт-помещица, гуру похудения и бьюти-бизнесмен

«PR – профессия молодых» – это, с одной стороны, штамп, с другой – реальность. Кто-то сам устает от вечной гонки (профессия пиарщика считается одной из самых стрессовых), а кому-то просто в силу возраста уже отказывают HR (причем это возраст всего лишь 40+, в регионах он еще меньше). 

Вопрос «куда после пиара» активно обсуждается на PR-встречах. Мы решили поговорить с теми, кто ушел из профессии и занялся своим бизнесом, напрямую не связанным с коммуникациями. Среди наших героинь – арт-помещица, владелица фитнес-сервиса и автор идеи trendy box в России.

Бьюти-бизнес как продолжение карьеры в PR

Лариса Павенко, основатель и СЕО проекта TRENDY BOX Петербург/Москва, создала подарочный Life Style Box с возможностью тестировать услуги. Каждый выпуск TRENDY BOX содержит более 30 разных вложений, в числе которых косметическая продукция и полноценные подарочные сертификаты из сферы услуг красоты, здоровья, досуга и шопинга.

Фото: сайт проекта Trendy box

Лариса проработала в пиаре около семи лет, в том числе четыре года в должности бренд-менеджера журнала Shopping Guide «Я Покупаю». Она специализировалась на B2C в премиальном сегменте, и собственный проект стал продолжением ее опыта в пиаре.

К созданию своего бизнеса ее привела привычка изучать западные кейсы, мониторить, что интересного в PR происходит в США, Англии, Франции. «Однажды я наткнулась на статью про агентство в Голливуде, которое делает подарочные наборы для номинантов «Оскара» и других премий, – рассказывает Лариса. – Этот пример постоянно крутился в голове, потом идея оформилась в TRENDY BOX, и я быстро решилась на первый выпуск». Около двух месяцев ушло на то, чтобы трансформировать идею и адаптировать ее для Петербурга.

Немаловажным фактором успеха стало использование на тот момент нового, не слишком распространенного коммуникационного канала. «Когда проект только зарождался (2015 год), Инстаграм в России только начал интересовать аудиторию, никто не воспринимал этот канал всерьез, – вспоминает Лариса. – Мы были одним из немногих проектов, интегрированных в Инстаграм. И так как механика была новой, необычной, мы быстро завоевали внимание аудитории и рекламодателей». Сейчас в планах Ларисы – выйти еще в пять городов России со своим продуктом.

Хобби в бизнес

Ксения Мартиросова придумала методику «Одна неделя — одна привычка» и создала курс для тех, кто устал худеть. Она хорошо известна в PR-сообществе своими фитнес-подвигами – работая в офисе полный день, Ксения вошла в топ-5 чемпионата Москвы по фитнесу и бодибилдингу в категории фитнес-бикини в 2017 году. В конце концов она превратила это увлечение в профессиональную деятельность.

Фото: сайт проекта Martirosovafit

До того как начать «похудательный» бизнес, Ксения около 10 лет делала карьеру на PR-рынке: начинала в Пензе PR-менеджером, потом занималась пиаром компании «ВымпелКом» (ТМ Билайн) в Пензенском регионе, затем возглавила пресс-службу МТС в Центральном федеральном округе, переехав в Москву, а также руководила внешними и занималась внутренними коммуникациями в «Манго Телеком» и Mail.Ru Group.

О старте своего проекта рассказывает так: «Я превратила хобби в бизнес. Разобралась, как похудеть без насилия над собой. Окончила несколько профильных курсов. Подтвердила свою методику. Одновременно появилась база клиентов. Я горела своей идеей, рвалась донести ее до всех тех, кто устал худеть. Эта страсть, помноженная на образование и базу клиентов, стала топливом однажды прекратить ездить в офис».

Из офиса в поместье

Автор рецептов необычнного варенья и проекта «Вместе в Поместье» Наталья Бавыкина придумала себе – как настоящий пиарщик – запоминающееся позиционирование: арт-помещица.

Наталья создает целые коллекции варенья. Например, есть направление «бохо-джемы»: в них не только перемешивается несколько видов ягод, но и добавляются цветы (лаванда, лепестки роз), травы (мята, тимьян, розмарин), пряности, яркая цедра цитрусовых.

«Я иногда шучу, что делаю картины в кастрюльках, – смеется предпринимательница. – Мое дело для меня – не про завод варенья, а про эмоции. Через варенье я вдохновляю быть смелее, сочетать неожиданные ингредиенты, а еще замечать красивое в моменте. Радоваться, как ни банально, простым вещам. Их много, когда ты близок к природе. И они на самом деле целительны».

Фото: Инстаграм проекта Вместе в поместье

15-летний профессиональный PR-путь Наталья начала с журналистики и копирайтинга, потом совершенно случайно оказалась на позиции PR-менеджера в детско-юношеском творческом центре. «Помню, в первый же рабочий день пошла и купила книгу-пособие про PR. Прочла за день. Так и началась карьера», – усмехается Наталья. Задачи сыпались разноплановые – и работа с медиа, и ивент-менеджмент, и взаимодействие с госорганами, и дизайн. Научилась быть ведущей, менеджером проектов, администратором сайта, работником сцены…

Потом молодой талант пригласили в иностранную компанию на позицию регионального руководителя по PR – нужно было управлять PR, CSR и GR-проектами в Сибири и на Дальнем Востоке.

К своему бизнесу подтолкнул декрет (правда, уже третий). После него была попытка снова вернуться на работу: Наталья успешно прошла конкурс, получила повышение, но в итоге уволилась. «Поняла, что на прежних оборотах работать не получится. К тому же, сильно изменился образ жизни, ее темп и ценности после переезда за город, – говорит о причинах Наталья. – Я перестала чувствовать себя комфортно в городских энергиях, а в офисе просто физически больше не могла находиться».

Идея производить необычное варенье пришла как будто из воздуха. Хотелось творчества, которого в этом деле много – нужно придумывать новые виды варенья (родилось уже более 70), красивую упаковку (этот проект получился скорее сезонным – варенье очень востребовано в качестве подарков на праздники). Также самой можно и нужно генерировать контент – фотографировать, писать тексты. «Я так и не смогла ничего делегировать, – признается наша героиня. – Хочется оставаться ремесленником, самой находиться в отношениях со своим продуктом».

Поможет ли опыт в PR

Хороший пиарщик способен найти общий язык с кем угодно. Естественно, это огромное преимущество для предпринимателя, хотя и оно решает не все.

Наталья Бавыкина уверяет, что ей очень помог офисный бэкграунд: «Пригождаются навыки владения словом, умение вести переговоры, структурировать задачи в формате проектной деятельности. Я хорошо понимаю все про свою миссию и ключевые сообщения, работу с аудиторией, а это, конечно, школа PR». Также ей помогает опыт в ивентах, когда нужно провести собственные мероприятия. И еще один плюс – очень легко договариваться с корпоративными клиентами, потому что она сама когда-то была на той стороне.

Фото автора Oleg Magni: Pexels

Ксения Мартиросова считает, что развивать бизнес именно PR-навыки не очень-то помогают, хотя влияние имеют: «Предприниматель должен уметь быстро тестировать гипотезы. Всё. Остальное можно перепоручить». Правда, для этого неплохо бы развить навык делегирования, но это уже другая история.

И хочется, и колется

По опросу в петербургском коммуникационном сообществе #prspb, примерно треть пиарщиков думала о собственном бизнесе. Кто-то видит это продолжением деятельности в коммуникациях и хочет открыть агентство, кто-то мечтает о своем производстве.

Но большинство так и останутся мечтателями: делать свой бизнес страшно – слишком много рисков, непонятных моментов, а стабильные смс о зарплате дважды в месяц дороже так называемой свободы с вечным неврозом на тему «где взять денег на зарплату сотрудникам?». Что же всё-таки делать, если очень хочется, но страшно уйти в новое дело, бросив привычный мир корпоративных коммуникаций?

Фото автора Alexas Fotos: Pexels

Лариса Павенко советует брать быка за рога, если есть идея, которая лично вас зажгла. Начать можно с простых опций, не требующих инвестиций: анализ рынка, предложения конкурентов, смета на запуск проекта, название, описание концепции, целевая аудитория, объем рынка.

Кому-то лучше создать себе жесткие условия и уволиться, чтобы была 100% мотивация делать и не отступать назад, а кому-то подойдет вариант постепенного перехода. «Надо прислушаться к себе и быть честными с собой. Это самое сложное», – утверждает Лариса.

Она также отмечает, что в последнее время образ предпринимателя романтизируется: «Всевозможные тренеры, спикеры и авторы книг призывают рисковать, делать, пробовать начать свой бизнес, тем самым, на мой взгляд, навязывая некую моду, но я с ними не согласна. Быть предпринимателем, иметь свой бизнес – это прекрасно, но быть суперпрофессионалом в своей сфере, частью профессиональной элиты, развиваться в одном направлении – тоже интересно и престижно».

Ксения Мартиросова также настаивает, что сначала нужно разобраться в себе. Зачем тебе новое дело? Может, просто перейти в смежный отдел? Или в отпуск на месяц? Может, сменить компанию? Пообщаться ближе с кем-то из предпринимателей? «Если честно, я не думаю, что свой бизнес – это хорошая идея. Большинству не нравится жить в турбулентности с высокой степенью риска. Мне тоже. Поэтому я сто раз подумала бы, прежде чем принимать решение увольняться», – предостерегает Ксения.

Наталья Бавыкина добавляет, что должна быть веская причина: «Когда горишь мечтой или идеей, уже не страшно. Я бы посоветовала, конечно, сначала создать финансовую подушку, начать что-то свое, совмещая с офисной работой, проверить себя, протестировать». Но это идеальный вариант.

Еще очень помогает мысль, что жизнь одна, и жить ее нужно каждый день радостно. И тут важно уловить, что конкретно радостно для тебя, и сможешь ли ты отказаться от чего-то привычного (той же стабильности) ради этой радости.

Автор статьи: Яна Харина

Подписывайтесь на канал «Exlibris» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе, маркетинге и PR.

Обсудить проект
Интересующий вид услуг
Ваше имя
Ваша компания
Телефон
Нажимая на кнопку "Отправить запрос", я соглашаюсь на обработку своих персональных данных