Лидер Российского рынка медиаизмерений
РУС

Агентство медийных исследований Ex Libris выпустило рейтинг популярности российских СМИ за III квартал 2014

По результатам III квартала 2014 г. наиболее существенные метаморфозы произошли в сегменте общественно-политических журналов. Кроме того, наблюдается возобновление интереса к материалам деловых изданий за счет повышенного внимания к политике «санкционного давления». На том же фоне газеты и журналы общественно-политической направленности продолжили наращивать свои показатели по цитируемости в СМИ, демонстрируя в среднем прирост на 19,6% по сравнению с прошлым кварталом.

***

«Известия» продолжают уверенно приближаться к лидеру группы «Общественно-политических газет», сократив отставание до 0,1738 п. (для сравнения: во втором квартале 2014 разница составляла 0,2522 п., а в первом – 0,3428 п.). Согласно данным TNS, официальный печатный орган Правительства РФ лишился 13,7% своей аудитории, тогда как «Известия» прибавили по этому показателю +16,6%*. Впервые за долгое время «Российская Газета» уступила своему ближайшему конкуренту по цитируемости в СМИ, причем как в относительных (+24,9% против +47,4%), так и в абсолютных цифрах. В последний раз схожая картина наблюдалась во II квартале 2013 г. На сей раз наибольший ажиотаж в СМИ и социальных медиа наблюдался вокруг новости о несоответствии изображения Аполлона на сторублевой купюре закону «О защите детей от вредной информации». Примечательно, что среди всех материалов «Известий» коллеги по цеху сочли данный информационный повод заслуживающим наибольшего внимания со стороны своей читательской аудитории. При этом сопоставимого числа перепечаток и ретрансляций не смогли набрать даже те сюжеты, которые были связанны с украинской проблематикой. В их числе новость о предложении депутатов Госдумы лишить государственных наград музыканта Андрея Макаревича и сообщение об аресте активов украинского олигарха Игоря Коломойского в Крыму.

На фоне значений рейтинга TPR, продемонстрированных двумя лидерами сегмента, итоговые результаты остальных газет, входящих в группу, выглядят более чем скромными. Тем не менее следует отметить ряд отдельных достижений и закономерностей, позволивших изданиям укрепиться на текущих позициях. К примеру, особым успехом пользовался опубликованный «Новой газетой» фрагмент стенограммы заседания исполкома Российского футбольного союза от 30 июля, на котором были рассмотрены вопросы включения клубов Крыма в состав зоны «Юг» второго дивизиона. В свою очередь, «Новые Известия» успешно оседлали тематику «санкционной войны», увеличив цитируемость в СМИ на 15,7%, а «Гудок», традиционно удерживающий свои позиции за счет второй строчки в рейтинге по аудиторному охвату, лишь частично компенсировал почти 50-ти процентный спад упоминаемости в прошлом квартале (+32,6%).

Тем временем печатная продукция ИД «Коммерсантъ» заняла верхние строчки рейтинга TPR сразу в двух «номинациях» (ОПЖ и ОПГ). Зажжению «Огонька» «на Олимпе» общественно-политических журналов предшествовал целый ряд факторов, в числе которых сужение читательской аудитории у «Русского репортера» (-5,7%), усугубившееся недостаточно активными попытками возбудить остывающий интерес к экс-лидеру со стороны интернет-общественности (-62,6%; исключение составляет разве что данный репортаж). В то время как «Огонёк», значительно превосходящий своих ближайших конкурентов по аудиторным показателям (что является немаловажным фактором), увеличил не только аудиторный охват (+0,4%), но и упоминаемость своих материалов (+23,2% в СМИ и + 172,7% в социальных медиа). При этом наибольшего внимания со стороны журналистского сообщества удостоились рейтинги «10 стран, где россияне покупают жилье» и «100 самых влиятельных женщин России». Примечательно, что результаты последнего исследования, представленного при поддержке журнала, были обнародованы еще в марте 2014 г. Однако отсылки к нему в текущем квартале были зафиксированы в связи с тиражированием новости о том, что бывшая гимнастка Алина Кабаева приняла решение покинуть Госдуму и занять пост председателя совета директоров холдинга «Национальная Медиа Группа». Со стороны русскоязычных интернет-пользователей умеренная активность наблюдалась вокруг материала Елены Кудрявцевой «Мир ест не то». Между тем журнал «Власть», также входящий в ИД «Коммерсантъ», разместившись на второй строчке, несколько расширил охват (+9,6%) и улучшил цитируемость своих материалов в СМИ на 83,9%. Причем значительный журналистский интерес был спровоцирован рейтингом наиболее продуктивных законодателей в Госдуме, а также интервью министра образования Дмитрия Ливанова.

При текущем раскладе было бы преувеличением говорить, что «Огонек» «дал всем прикурить». Ключевую роль здесь все же сыграла шаткость позиций большинства игроков отечественного рынка общественно-политических журналов. Чего не скажешь о рынке деловой прессы, который отличился изрядной степенью устойчивости. Так, в третьем квартале Ъ продолжил наращивать свое медиаприсутсвие в традиционных СМИ (+28,2%), сохранив статус безоговорочного лидера в сегменте, вопреки сокращению как читательской аудитории (-12,6%), так и числа ретрансляционных материалов в русскоязычной блогосфере (-17,5%). При этом в фокусе внимания социальных медиа оказалось множество разрозненных инфоповодов, в числе которых сообщение о том, что авиакомпания «Добролёт» останавливает работу из-за санкций ЕС и репортаж спецкора Ильи Барабанова, ставшего свидетелем взятия Новоазовска и наступления на позиции украинских войск. Коллеги по цеху активно ссылались на газету при тиражировании сообщений о возможном нанесении «точечных ответных ударов» по Украине, о смягчении Минфином технических требований к платежным системам Visa и MasterCard, а также новости о том, что Гаагский суд обязал Россию выплатить владельцам ЮКОСа $50 млрд.

В традиционном соперничестве между АиФ и КП решающее слово в текущем квартале осталось за отдавшими предпочтение Комсомолке интернет-пользователями, которые были активно вовлечены в процесс распространения и обсуждения ряда материалов (1, 2, 3, 4). Однако в борьбе за внимание «служителей пера» уверенней смотрелись «Аргументы и Факты», в информационном поле которых четче прослеживаются три основные тематические категории: санкции, прибытие и размещение украинских беженцев в России, Катастрофа Boeing 777 в Донецкой области. Свою лепту в формирование итогового значения не могло не внести сокращение аудиторных данных как у КП, так и у АиФ (-2,7% и -6,6% соответственно).

Следует отдельно отметить улучшение позиций «Вечерней Москвы», которая, несмотря на свой «ареал распространения», в перспективе могла бы составить достойную конкуренцию изданиям с федеральным охватом. Газета продемонстрировала внушительную динамику роста упоминаемости в СМИ (+158,1%) за счет ряда весьма удачно проведенных интервью (с мэром столицы Сергеем Собяниным, с заместителем министра сельского хозяйства России Дмитрием Юрьевым, с главой столичного Департамента развития новых территорий Владимиром Жидкиным, а также с экс-сотрудником ЦРУ Рэем Макговерном).

*На основе исследования TNS Gallup за периоды: декабрь 2013 – апрель 2014 и март — июль 2014.

Title Popularity Ranking – ометодологии

TPR – профессиональная методика рэнкингования печатных изданий, оценивающая популярность печатных медиа с трех сторон: со стороны читателей, рекламодателей и журналистов.

Рейтинг составляется на основе открытых рассчитываемых данных и учитывает: аудиторный охват, стоимость размещения рекламы на первой полосе издания, цитируемость издания в других СМИ и цитируемость издания в социальных медиа (показатели популярности). В конечный рейтинг TPR входят издания, занимающие наиболее высокие места в своих категориях.

Данная методика может применяться для СМИ, различных как по тематическому значению, так и по их виду. Некоторые издания, входящие в рейтинг, в силу своей направленности, могут присутствовать сразу в двух тематических категориях – общественно-политической и деловой.

Об Ex Libris Agency

Ex Libris Agency – одно из ведущих российских агентств в сфере медийных исследований и оценки эффективности коммуникаций. Ex Libris оказывает услуги в области мониторинга и анализа СМИ, оценки PR-деятельности, исследований рынка, анализа конкурентов и исследований социальных медиа.